Автомобильный музей
Chenard & Walcker Y6 9CV (U8 16CV)




Табличка экспоната.


Характеристики (формально).
Фирма-производитель: Chenard & Walcker (точнее, объединение S.A.E.G. - подробности ниже).
Страна производства: Франция.
Годы производства: 1927 - 1932.
Год выпуска данного экземпляра: 1931.
Максимальная скорость: 120 км/ч
Мощность двигателя: 80 л.с. (по другим данным 53 л.с.).
Объем двигателя: 2870 см3.
Количество цилиндров: 6.
Диаметр и ход поршня: 74.5 x 110 мм.
Трансмиссия: 3-ступенчатая.
Масса: 1240 кг.
Дата презентации: 28 ноября 1927 года.

На табличке, стоящей около экспоната, написано только название фирмы, а текст намекает, но не утверждает, что это модель U8. Приведенные там же технические характеристики соответствуют двигателю 16CV, самому мощному в линейке фирмы, который действительно ставился на модель U8. Однако, у фирмы-производителя в линейке было немалое количество двигателей и кузовов, которые комбинировались в разных вариантах. Та же модель U8 часто шла в длинном 7-местном варианте.
По внешнему виду представленная машина на U8 не особо похожа (она даже в 5-местном варианте варианте была довольно длинной), зато изрядно напоминает модель Y6, которая с 1928 года чаще всего оснащалась 1.5-литровым 4-цилиндровым двигателем 9CV. Таким образом, если это все же Y6 9CV, характеристики оказываются такими:
Фирма-производитель: Chenard & Walcker (объединение S.A.E.G.).
Страна производства: Франция.
Годы производства: 1927 (1928 для 9CV) - 1931.
Объем двигателя: 1496 см3.
Количество цилиндров: 4.
Диаметр и ход поршня: 69 x 100 мм.
Трансмиссия: 4 передние скорости, одна задняя.
Колея: 1.25 м.
Колесная база: 2.65 м.
Сцепление: однодисковое.
Тормоза: барабанные, на все колеса.
Напряжение бортовой сети: 12 В.
Дата презентации: 21 июля 1927 года.
Цена (в кузове седан, на 1929 год): 24500 французских франков.

В 1925 году фирма Chenard & Walcker разработала новую модель Type G 7CV с мотором 1.3 л. Через год ее переименовали в Z2 7CV, причем были сделаны и технические доработки - количество передач было увеличено с трех до четырех, как у всех более старших моделей. В 1927 году машину вновь переименовывают, теперь она называется Z5 7CV с двухместным кузовом и Y6 8CV - с четырехместным. С 1928 года Y6 получает новый 1.5 л двигатель конструкции англичанина Гарри Рикардо и обозначается теперь Y6 9CV. Также в 1928 году под маркой Delahaye начинается производство модели Type 109 10 CV, которая является копией Y6 9CV и даже производится на том же заводе компании Chenard & Walker.

Что интересно, двигатели (и даже семейства машин с этими двигателями) обозначались цифрой с буквами CV (9CV, 16CV и т.д.). CV расшифровывается как cheval-vapeur, т.е. лошадиная сила. Однако реальная мощность двигателя была в несколько раз больше этого значения. На заре автомобилестроения в нескольких европейских странах, включая и Францию, было введено понятие налоговой (фискальной) лошадиной силы, используемое для исчисления транспортного налога. Метод расчета в разных странах немного отличался, но в любом случае за основу бралась не реальная мощность, а геометрические размеры цилиндров. В начале XX века налоговая лошадиная сила примерно соответствовала реальной, но по мере развития двигателестроения разрыв увеличивался все больше и больше.
Во Франции до 1956 года за основу расчетов брался диаметр цилиндра, т.е. высчитывалась площадь одного цилиндра, умножалась на их количество и на специальный коэффициент. Поэтому в первой половине XX века французские автопроизводители старались делать двигатели с тонкими поршнями, что было выгодно.

Из истории фирмы.
В 1888 году инженер Эрнст Шарль Мари Шенар начал производство велосипедов. В 1896 году был выпушен первый велосипед с двигателем. В фирме Шенара работал Генри Уолкер (во французском произношении Валькер), в 1899 году он вошел в дело, таким образом была основана фирма Шенар и Валькер (Chenard & Walcker), которая продолжала производить трициклы и квадроциклы, а вскоре занялась и автомобилями. Дела фирмы шли в гору, в 1907 году был открыт новый завод по производству автомобилей. К 1910 году фирма оказывается в десятке крупнейших французских автопроизводителей. Во время первой мировой войны основной продукцией были авиадвигатели по лицензии фирмы Hispano Suiza, а в 1919 году производство легковых автомобилей возобновляется. В 1920 году одно из подразделений фирмы начинает производство тракторов. В 1922 умирает Эрнест Шенар (Валькер умер еще в 1912 году) и дело переходит к его сыну, Люсьену Шенару. Автомобили фирмы в этот период активно участвовали в различных гонках и получали призовые места. В это же время стало возможным купить версии машин в обтекаемых "гоночных" кузовах - до этого в свободной продаже были только стандартные варианты. Однако, в середине 20-х годов продажи машин шли не очень хорошо. В 1926 году гоночная программа фирмы была закрыта с целью экономии, а линейка производимых моделей сокращена.

Дела шли не очень хорошо не только у Chenard & Walcker, поэтому в 1927 году было образовано объединение S.A.E.G., куда, помимо C&W, также вошли Delahaye и Unic. Объединение должно было противостоять как американским производителям, так и крупным французским компаниям типа Рено или Ситроен. Помимо прочего, объединение обязывало участников использовать одинаковые узлы и агрегаты для удешевления производства. В результате сотрудничества у входящих в объединение фирм начали появляться машины-клоны. Chenard & Walcker U8 16 CV был клоном Delahaye Type 112, а Delahaye Type 109 10 CV, напротив, был переименованным Chenard & Walcker Y6.
В том же, 1927 году Unic вышла из объединения, зато в него вступили Rosengart, Aries и Donnet. Но в 1931 году союз распался, так как дилерам было крайне проблематично продавать одни и те же машины под разными марками, да еще и по разной цене. Также в начале 30-х годов под маркой Chenard & Walcker производился и коммерческий транспорт, в частности, грузовики.

В 1934 году фирма выпустила переднеприводной автомобиль, однако он оказался слишком дорогим, а затраты на разработку и внедрение в производство были велики, так что дела компании изрядно пошатнулись. Вначале совладельцем становится кузовостроительная фирма Societe des usines Chausson, а в 1936 году Chenard & Walcker становится банкротом и полностью переходит в собственность Chausson. Почти все машины получают новые кузова, а с 1937 года двигатели собственной конструкции окончательно заменяются покупными, частью у компании Ситроен, частью у Matford (французский партнер компании Форд). С 1940 года, с началом гитлеровской оккупации, производство легковых автомобилей прекращается, зато появляется фургон. После войны производство легковых автомобилей ненадолго возобновляется, но в 1946 году прекращается окончательно. Фургоны оснащались двигателями Peugeot, и с 1950 года они стали производится под маркой Пежо, таким образом, как автомобильная марка фирма Chenard & Walcker прекратила свое существование, хотя производственные мощности продолжали использоваться.

Несколько страниц из проспекта 1928 года на линейку автомобилей с двигателем 9CV.






Из инструкции по смазке автомобилей линейки 9CV, 1929 год.




Прайс-лист на линейку автомобилей 9CV от 1929 года.


Внешний вид машины в целом типичен для своей эпохи (конец 20-х - начало 30-х годов). Капот как бы разделен в длину на две части. Ближняя к салону часть цельная, а передняя (с решеткой) поднимается вверх для доступа к двигателю.


Дворник для очистки ветрового стекла расположен сверху, поскольку само стекло может подниматься (откидываться) вверх - это тоже типовое решение того времени. Радиатор плоский прямоугольный, так называемый американский тип (применялся C&W с 1929 года).


Переходная форма багажника. До конца 20-х годов автомобили обычно не имели багажника в современном понимании этого слова. На заре автомобильной эпохи он попросту не был нужен, а позже обходились расположенной сзади площадкой, на которую крепился груз, чаще всего специальный чемодан-кофр. Затем, как у этой машины, багажник уже стал неотъемлемой частью конструкции и изготавливался из металла, однако все еще был отдельной деталью, не интегрированной в общий кузов.


Логотип фирмы. Фигурка - яркий пример стиля Ар Деко.


Оформление радиатора не совсем типично для фирмы-производителя. Существенно чаще верхнего хромированного цельного сегмента не было и решетка доходила до дугообразной верхней окантовки.


Внутри отделка деревом. Видны ограничители откидывания ветрового стекла. Руль, что интересно, справа - так было принято в то время, причем не только во Франции. Это при том, что во Франции правостороннее движение было принято еще при Наполеоне, тогда для конных экипажей, конечно. Вообще некоторые производители могли поставить руль с той или другой стороны - под заказ, так как жестких требований не было.


Дверь также отделана деревом. Органы управления вполне привычные, на Жигулях открывание дверей и опускание стекла сделаны точно так же.



О компании Chenard & Walcker и выпускаемых ей в разное время автомобилях можно почитать здесь: часть 1, часть 2.
Проспекты, старые фотографии, некоторая техническая документация на автомобили Chenard & Walcker есть здесь.