Автомобильный музей
Delahaye Type 107 10CV (126 10CV)




Это единственный экспонат, который не имеет таблички. Машина была опознана как Delahaye Type 107 10CV, но также может быть 107M 10CV или 126 10CV (подробности ниже). В любом случае она является копией, вплоть до некоторых элементов отделки салона, Chenard & Walcker F1 10CV (Chenard & Walcker вместе с Delahaye и некоторыми другими фирмами входила в объединение S.A.E.G.).

Характеристики.
Фирма-производитель: Delahaye (объединение S.A.E.G.).
Страна производства: Франция.
Годы производства: 1928 (Type 107), 1932-1934 (Type 126), 1928-1930 (C&W F1).
Год выпуска данного экземпляра: не известен.
Максимальная скорость: 85 км/ч (по другим данным 75 км/ч).
Мощность двигателя: 38 л.с.
Объем двигателя: 1791 см3 (C&W F1 - 1745 см3).
Количество цилиндров: 4.
Диаметр и ход поршня: 69.5 x 115 мм.
Трансмиссия: 4 передние скорости, одна задняя.
Длина: 4.3 м (Type 107) / 4.38-4.48 м (Type 126).
Ширина: 1.63 м (Type 107) / 1.62-1.68 м (Type 126).
Колея: 1.33 м (C&W F1).
Колесная база: 3.12 м (Type 107) / 3.15 м (Type 126) / 3.11 м (C&W F1).
Масса (Type 107): 1000 кг.
Сцепление: однодисковое.
Тормоза: барабанные, на все колеса.
Напряжение бортовой сети: 12 В.
Дата презентации (C&W F1): 9 марта 1927 года.

Обозначение двигателя 10CV означает 10 лошадиных сил, причем речь не о фактических, а о налоговых (фискальных) лошадиных силах, которые в первой половине XX века использовались в некоторых странах Европы, в т.ч. во Франции, для исчисления транспортного налога. Значение вычислялось чисто из геометрических размеров цилиндров и никак не зависело от реальной мощности двигателя. Как пример. Знаменитый Citroen 2CV имел, как следует из названия, 2 налоговых лошадиных силы, тогда как фактическая мощность двигателя даже в самой первой модели была 9 л.с.
Вообще, в отличие от современных автомобилей, кузов и шасси с двигателем в то время были относительно независимыми друг от друга, поэтому автопроизводители комбинировали в разных вариантах шасси и кузова, что, нередко, и выносилось в название. Причем комбинации могли быть весьма оригинальными по современным меркам. На одном и том же шасси могли делать как обычный седан, так и спортивный автомобиль с обтекаемым кузовом. В данном случае Type 107 - это название, по сути, кузова, а 10CV - название двигателя и шасси. Нередко линейки машин назывались именно по типу двигателя/шасси, например, "семейство 9CV". Подобное двойное обозначение конкретной модели имело место даже в СССР: автомобили Москвич по принятой на заводе МЗМА (впоследствии АЗЛК) системе имели обозначение из двух цифр, скажем, 402-425, где первая цифра показывала шасси и двигатель, а вторая кузов (правда, в широком обороте, вне завода, обозначения сокращались причудливым образом. Так, у Москвича-407 индекс обозначал двигатель и шасси, а универсал Москвич-423 именовался так по номеру кузова).

Из истории фирмы.
В 1878 году Эмиль Делаэ становится руководителем завода Луи-Жульена Бретона, основанного в 1845 году и выпускавшего сельхозинструменты и печи для обжига керамики и кирпичей, а годом позже выкупает предприятие. В середине 1880-х годов Делаэ начинает заниматься паровыми двигателями, в 1888 году - двигателями внутреннего сгорания, а с 1890 года увлекается автомобилями. В 1894 году был построен первый автомобиль, это дата и считается годом основания компании Delahaye. Машины регулярно выставлялись на различные гонки (которые проводились тогда в большом количестве) и заработали хорошую репутацию. В 1898 году производственные мощности компании были расширены, а директором завода стал Шарль Вайффенбах. Модельный ряд начал расширяться. В 1901 году Эмиль Делаэ по состоянию здоровья отходит от дел (он умер в 1905 году).

С 1906 года фирма Delahaye начала выпускать пожарные автомобили - впервые в мире. Кстати, в дальнейшем грузовые и пожарные автомобили стали основным источником дохода компании - популярность и успех легковые автомобили фирмы получат только 30 лет спустя. В 1911 году выпущен первый в мире серийный автомобиль с двигателем V6. С началом первой мировой войны производство легковых автомобилей было свернуто, фирма полностью переключилась на грузовики по заказу правительства. После войны производство легковых автомобилей возобновилась, но большого успеха они не имели.

Учитывая неважное положение дел и большую конкуренцию, в 1927 году руководитель предприятия Шарль Вайффенбах решает создать объединение S.A.E.G., по аналогии с американским General Motors. В него, кроме Delahaye вошли Chenard & Walker и еще несколько французских компаний. Входящие в объединение фирмы не только использовали общие узлы и агрегаты, но и клонировали друг у друга автомобили целиком. Так, в 1928 году выходит модель Туре 107 10CV, которая была клоном Chenard & Walker F1 10CV. В свою очередь Chenard & Walker U8 был копией с Delahaye Type 112. В 1929 году выходит Type 109 10 CV, клон Chenard & Walker Y6 9CV, который даже и делали на заводе Chenard & Walker.

В 1931 году объединение распадается, большинство текущих моделей снимается с производства, зато начинают появляться новые модели. В частности, в 1932 году выходит Type 126. Точных сведений об этой модели найти не удалось. С одной стороны, она вроде бы производилась только с 6-цилиндровым двигателем 16CV и являлась новой, т.е. выпущенной после распада S.A.E.G. С другой стороны, попадается немало фотографий, подписанных как Type 126 (иногда почему-то даже 126 10 CV), на которых запечатлена машина, очень похожая на Type 107 10CV (и, соответственно, Chenard & Walker F1 10CV).

Руководство уже подумывало о закрытии производства легковых автомобилей, которое было убыточным. Но все же решилось попробовать радикально обновить линейку и в 1933 году на выставке были анонсированы новые модели молодого инженера Жана Франсуа, которые имели радикально новый внешний вид. Также вскоре после выставки в компанию обращается молодая богатая американка Люси О'Райли-Шелл с просьбой построить ей спортивный автомобиль и выражает готовность оплачивать, в том числе, и покупку оборудования для его производства. У фирмы начинается белая полоса, она производит спортивные автомобили, которые побеждают в различных гонках и, самое главное, неплохо продаются. Кроме того, с конца 30-х годов разные компании изготавливают свои кузова для шасси Delahaye, что тоже способствует продажам. Плюс к тому Delahaye оставалась монополистом на французском рынке пожарных машин.

Во время второй мировой войны Delahaye вошла в состав группы Generale Francaise de Constuction Automobile (вместе с Simca, UNIC и Bernard & Laffly), но при этом кроме грузовиков продолжала выпускать и легковые автомобили - по заказу правительства. После войны выпуск легковых автомобилей продолжился, причем это были почти сплошь люксовые модели. Однако, несмотря на внешний успех, ориентация на люксовый сегмент оказалась неудачной - в начале 50-х годов продажи резко пошли на спад, положение как-то спасали только разработанный в 1948-1949 годах внедорожник VLRD, похожий на знаменитый Willys (но не являвшийся его копией), и новый пикап. В 1954 году владельцы продают предприятие фирме Societe des Automobiles Hotchkiss (которая также чувствовала себя неважно), но вскоре производство легковых автомобилей прекращается. А годом позже было остановлено и производство грузовиков, в результате в 1956 году марка прекращает свое существование.

Несколько страниц из проспекта Chenard & Walcker 1928 года на линейку автомобилей 10CV.






Перечень элементов шасси и двигателя Chenard & Walcker F1 10CV, 1928 год.




Справочная информация по электрооборудованию линеек Chenard & Walcker 7CV и 10CV, 1927 год.






Переднее стекло откидывается вверх. Также виден принцип доступа к двигателю.


Если бы не логотип Delahaye, отличить машину от Chenard & Walcker было бы практически невозможно.


Светотехника с фигурными плафонами.


Багажник переходной формы. Уже стационарный, но еще сделанный отдельно от кузова. Вместо бампера два запасных колеса.


Что интересно, багажник, хотя он металлический, закрывается ремешками, как чемодан-кофр.


Двигатель. Как видно, пространство моторного отсека использовалось нерационально. Надо думать, определяющим был размер радиатора.


Перед радиатором установлена декоративная решетка. Такое было только на машинах Delahaye (но не Chenard & Walcker) и только на некоторых моделях.


Руль, как было принято у французских машин того времени, расположен справа, хотя движение всегда было правосторонним.


В отделке салона использовано дерево. Для привода замка, а таже закрытия двери используется веревка. На двери предусмотрен карман для мелочей.


Шасси Delahaye Type 107M.

[отсюда]

О компании Delahaye и выпускаемых ей в разное время автомобилях можно почитать здесь: часть 1, часть 2.
Некоторая информация по автомобилю Chenard & Walcker F1 10 CV есть здесь.