Автомобильный музей
Citroen Type C 5CV T3-2 "Trefle" ("Клевер")




Табличка экспоната вводит в заблуждение. Машина действительно выпущена в 1924-1925 годах, но опознана как Type C и с заявленными характеристиками ничего общего не имеет.


Характеристики.
Фирма-производитель: Citroen.
Страна производства: Франция.
Годы производства: 1922 - 1926.
Объем производства: 80232 штуки (по другим данным 80579 штук), из них 32567 штук в коммерческом исполнении (для развоза грузов).
Год выпуска данного экземпляра: между осенью 1924 года и осенью 1925 года.
Максимальная скорость: 60 км/ч.
Мощность двигателя: 11 л.с.
Объем двигателя: 856 см3.
Количество цилиндров: 4.
Диаметр и ход поршня: 55 x 90 мм.
Расход топлива: 5 л на 100 км.
Трансмиссия: 3-ступенчатая, без синхронизатора.
Длина: 3200 мм (по другим данным 3150 мм).
Ширина: 1400 мм (по другим данным 3130 мм).
Колесная база: 2250 мм (шасси C / C2), 2350 мм (шасси C3).
Масса: 543 кг.
Дата презентации: октябрь 1921 года.

В 1921 году Андре Ситроен представил новый автомобиль, который имел обозначение Type C и относился к классу компактных. Дизайнером был Эдмон Мойе. Поскольку автомобиль вначале выпускался исключительно ярко-желтого цвета (да и потом изрядная часть производимых машин красилась в тот же цвет), в народе его сразу окрестили "маленьким лимоном". Также за характерную форму кормы автомобиль получил кличку "куриный зад". Первая версия была двухместной. В конце 1923 года шасси было переработано с увеличением базы на 100 мм и получило обозначение C3 (прежнее, соответственно, именовалось C2). Количественно на C3 пришлось примерно 3/4 от всего объема выпуска Type C.

Шасси C2.

[отсюда]

Шасси C3.

[отсюда]

На новом шасси вышел и трехместный вариант, правда, весьма оригинальной компоновки. Водительское кресло было, понятно, на своем месте, а вот пассажирское отодвинули в самый хвост. Сбоку от него располагался небольшой багажник. На освободившемся рядом с водителем месте была установлена "табуретка", которая могла сдвигаться по направляющим вдоль кузова. Выпущено было всего около 3200 штук. Выглядело оно так.

[отсюда]

С 1924 года трехместная версия была перекомпонована, впереди располагались водительское и пассажирское места, а сзади по центру второе пассажирское место, по бокам от которого находились два небольших багажника. За такую компоновку машина стала называться "Клевер". Передние сиденья имели вырезы для ног сидящего сзади пассажира.

[отсюда]


[отсюда]

Вообще Type C выпускались в 2- и 3-местных стандартных кузовах (торпедо), также были 2-местный кабриолет и коммерческий вариант с кузовом, имевший грузоподъемность 125 кг. Руль обычно располагался слева, но на экспорт производилась и праворульная модификация. Дверь была только одна, справа, а с противоположной стороны на борту крепилось запасное колесо (в коммерческом варианте расположение двери могло быть и обратным).

Конструктивно шасси представляло собой раму из штампованных U-образных элементов из 3-мм стали, соединенных между собой на заклепках. Сверху крепился деревянный каркас кузова из ясеня, который обшивался металлическими листами. Рессоры эллиптические.

[отсюда]

Автомобиль получился легким, простым и недорогим, поэтому стал первым популярным европейским автомобилем. К тому же он имел электрический стартер, что упрощало эксплуатацию и способствовало популярности у водителей-женщин, что видно, в том числе, по рекламным плакатам и "парадным" фото.

[отсюда]


[отсюда]

Двигатель обозначался как 5CV, т.е. имел 5 налоговых лошадиных сил (показатель для исчисления транспортного налога, вычислялся по геометрическим размерам цилиндров и к реальной мощности отношения не имел). На него устанавливался карбюратор фирмы Solex. Двигатели, выпущенные в самом начале, имели катушку зажигания, но затем систему зажигания модернизировали и в результате на большинстве машин установлено магнето. Уже под конец выпуска, с лета 1925 года, для улучшения охлаждения за радиатором ставился вентилятор.

Шасси с двигателем раннего варианта, с катушкой зажигания.

[отсюда]


[отсюда]


Двигатель в сборе с коробкой передач, зажигание на магнето.

[отсюда]


[отсюда]


Двигатель автомобиля Type C 5CV "Trefle".

[отсюда]

Тормоза были только на задние колеса. Ветровое стекло регулировалось по наклону, ось вращения располагалась в нижней трети ветрового стекла.

Машина выпускалась не только на французских заводах, но и в филиалах, расположенных в других странах: в Мадриде, Варшаве, Милане, Брюсселе, Слау (Англия) и даже в Алжире. Были и "пиратские копии" - Opel 4/12 настолько напоминал Type C, что компания Citroen устроила в Берлине судебное разбирательство. Кроме того, компания Citroen организовала по всей Франции и за ее пределами сеть дилеров и мастерских сервисного обслуживания своих автомобилей, число которых быстро достигло 5 тысяч.

Хотя Citroen Type C был востребованным автомобилем, его производство оказалось не особено выгодным. К середине 20-х годов на заводах Ситроен начали широко внедрять конвейерный метод производства (впервые примененный Генри Фордом), а также цельнометаллические штампованные кузова, имевшие большое преимущество по цене и технологичности. Поэтому весной 1926 года Type C был снят с производства.

Сборка автомобилей на фабрике Citroen.

[отсюда]

Рекламные проспекты.

[отсюда]


[отсюда]

В 1923 году машина стоила 9300 французских франков.

[отсюда]

Инструкция по эксплуатации и каталоги запчастей на французском и английском языках. Фирма Ситроен впервые в Европе стала практиковать послепродажное обслуживание автомобилей и продажу запчастей по фиксированным ценам у любого дилера.
           
[отсюда]


Из истории фирмы.
Андре Ситроен, будущий основатель фирмы, в 1908 (по другим данным в 1906 или 1907) году стал техническим директором французской автомобилестроительной компании Mors, где добился немалых успехов. С началом первой мировой войны он создал в Париже завод по производству снарядов, а после окончания войны, в 1919 году, перепрофилировал завод под выпуск автомобилей и основал свою автомобильную компанию. С самого начала Андре Ситроен ориентировался на массовое производство недорогих и надежных автомобилей и стал, фактически, первым в Европе массовым автопроизводителем. К тому же он был хорошим маркетологом - в качестве рекламного билборда была использована даже Эйфелева башня (на которой в течение 10 лет красовалась надпись "Citroen" из 30-метровых светящихся букв), выпускались детские модели-копии его автомобилей, впервые была организована продажа в кредит. Машины участвовали и в экспедициях в Азию и Африку, что подробно освещалось в прессе. Первыми автомобилями были Type A, который через два года был заменен на Type B2, и малолитражка Type C. Выпускались даже полугусеничные варианты.

В 1924 году фирма Ситроен заключила соглашение с американской компанией Ambi Budd, которая занималась штамповкой стальных деталей, и на основе B2 выпустила первый европейский автомобиль с цельнометаллическим кузовом, который назывался B10. Поначалу он очень хорошо продавался, но конкуренты быстро поняли преимущества гораздо более технологичных и дешевых штампованных кузовов и внедрили их у себя, в результате автомобили Ситроен продолжали неплохо продаваться только благодаря низкой цене. Это негативно влияло на финансовое состояние компании, несмотря на то, что к началу 30-х годов Ситроен был четвертым в мире по величине автопроизводителем, а почти 90% парижских такси были марки Ситроен.

В начале 30-х годов выходит модель Citroen Rosalie, первый в мире серийный автомобиль с дизельным двигателем. А с 1934 года начал выпускаться революционный Citroen Traction Avant. Заложенные в него принципы - несущий кузов, независимая подвеска всех колес и передний привод - используются по сию пору. Машина получилась исключительно удачной, она выпускалась до 1957 года, сделано было около 760 тыс. штук. Однако затраты на разработку, быстро развернутое производство и маркетинг оказались настолько велики, что фирма в конце 1934 года вынуждена была объявить себя банкротом. В результате Citroen переходит под контроль компании Мишлен, в компании меняется руководство. Андре Ситроен умер полгода спустя.

После второй мировой войны, в 1948, компания Ситроен представила новый автомобиль - Citroen 2CV. Неказистый, но очень дешевый, простой в обслуживании и надежный он стал чрезвычайно популярным как во Франции, так и за ее пределами. 2CV с минимальными изменениями выпускался в течение 40 лет, всего было произведено почти 3.9 миллиона штук собственно 2CV и еще почти 4.9 миллиона штук вариаций и модификаций.
В 1955 году был выпущен еще один очень известный автомобиль, Citroen DS. Необычный с виду, очень комфортабельный и с гидропневматической подвеской, обеспечивающей мягкий ход и возможность регулировки клиренса. За 20 лет производства их было выпущено почти 1.5 миллиона штук.

В 1974 году фирма Пежо приобрела 38% акций компании Ситроен, а к 1976 году владела уже 90% акций, что явилось следствием плохого финансового состояния Ситроен. В том же году была образована новая компания, которая сейчас называется PSA Peugeot Citroen. Хотя зачастую автомобили Ситроен и Пежо делаются на одной базе, традиционно Ситроен стоят несколько дороже и имеют более богатую комплектацию, т.е. марки дифференцируются по уровню.

Реклама Ситроен на Эйфелевой башне.

[отсюда]

Реклама детских машинок Симтроен.

[отсюда]


Боковых стекол и жесткого верха автомобиль не имеет во всех пассажирских вариантах кузовов, так что от непогоды пассажиров защищал в лучшем случае тент.


Указатели поворота - современное дополнение, необходимое для выезда машины на дороги общего пользования.


Габариты сзади тоже новодел. Хорошо видна корма характерной формы.


С этого боку двери нет, вместо нее подвешено запасное колесо. На стойках лобового стекла ручки-оси для регулировки наклона. Сбоку клаксон с электроприводом.


На заре автомобильной эры проблема определения температуры воды в системе охлаждения была не менее, а то и более актуальна чем сейчас. Поэтому на пробку радиатора часто ставили не декоративную фигурку, а термометр. Идея была запатентована в 1912 году компанией Boyce MotoMeter Company, которая с того времени выпускала большое количество таких термометров разного вида и размера. Как правило, это был диск с прозрачным окошком и указателем внутри, хорошо видимый из кабины водителя. Обычно указатель представлял собой стеклянную трубку, как у классического термометра, но были и варианты с вращающейся стрелкой. Термометр реально измерял температуру не собственно воды, а водяного пара.


Фары тоже с логотипом. Логотип является изображением фрагмента шевронного колеса, патент на которое Андре Ситроен купил еще на заре своей карьеры и благодаря которому заработал первые серьезные деньги.


Расположенные треугольником сиденья, откуда и название "Клевер".


В то время жестких требований на положение руля не было, и производители ставили его с той стороны, с которой считали нужным. У автомобилей Ситроен руль традиционно слева. Приборная панель из алюминия.



О модели Citroen Type C можно почитать здесь и здесь.