Автомобильный музей
Chevrolet International Model AC Touring




Табличка экспоната в основном верна, но полное название модели - Chevrolet International Model AC в кузове Touring (вместо Model AC также встречается Series AC, а вместо Touring иногда пишут Tourer).


Характеристики.
Фирма-производитель: Chevrolet (General Motors).
Страна производства: США.
Годы производства: декабрь 1928 - октябрь 1929 г.
Объем производства: 8632 шт в кузове фаэтон, 847053 шт легковых машин в различных кузовах, 1328605 шт всего, включая коммерческие модификации.
Год выпуска данного экземпляра: 1929.
Максимальная скорость: 97 км/ч.
Мощность двигателя: 46 л.с.
Крутящий момент двигателя: 167 Нм (на 1000 об/мин).
Объем двигателя: 194 кубических дюйма (3179 см3).
Количество цилиндров: 6 в ряд.
Диаметр и ход поршня: 3 5/16" x 3 3/4" (84 x 95 мм).
Коэффициент сжатия: 5.07:1.
Карбюратор: Carter RJH08, однокамерный.
Зажигание: катушка и распределитель.
Напряжение бортовой сети: 12 В.
Расход топлива: 19 миль на галлон (12.4 л на 100 км).
Емкость топливного бака: 11 галлонов (41.7 л).
Охлаждение: водяное.
Трансмиссия: 3-ступенчатая, коэффициент передачи от 1.00 до 3.82.
Сцепление: сухое, однодисковое.
Тормоза: барабанные, диаметр барабанов 267 мм на передних колесах, 279 мм на задних.
Подвеска: зависимая, на полуэллиптических рессорах.
Длина: 156" (3962 мм) без бамперов.
Ширина: 1734 мм.
Колея: 56" (1422 мм).
Колесная база: 107" (2718 мм).
Масса: 1016 кг (фаэтон), 987 - 1173 кг (в зависимости от модификации и типа кузова).
Дата презентации: декабрь 1928 г.
Цена: $525 (фаэтон), $525-$725 (в зависимости от модификации и типа кузова).

Во второй половине 20-х годов резко обострилась конкурентная борьба между компанией Ford и объединением General Motors, в которое входила и фирма Chevrolet. Поэтому тогдашний директор Chevrolet Уильям Кнудсен поставил инженерам и конструкторам задачу создать новую машину, которая была бы лучше чем у Форда по характеристикам, но вместе с тем недорогой. В первую очередь нужен был мощный двигатель. Шевроле к тому времени уже больше 10 лет применяла 4-цилиндровые двигатели, у Фордов также было 4 цилиндра. Новый двигатель сделали рядным, 6-цилиндровым. Исходно его начали разрабатывать еще в 1925 году для входящей в GM фирмы Pontiac, но поскольку в этот раз основным критерием была минимальная цена, предыдущие разработки были взяты лишь в качестве отправной точки. Двигатель проектировали с верхним расположением клапанов. Хотя нижнеклапанная конструкция (часто применяемая в то время) была проще и дешевле, предыдущие двигатели Шевроле были верхнеклапанными, и поэтому руководитель по продажам Ричард Грант из маркетинговых соображений настоял на верхнеклапанном варианте. Его поддержал главный инженер компании Джеймс Кроуфорд. Поскольку двигатель должен был быть максимально дешевым, для поршней и головки блока цилиндров применили чугун - хотя уже тогда широко использовался алюминий. Из-за этого двигатель получил кличку "Чугунное чудо", вначале применяемое в насмешку, а позже и с уважением. Однако более известен он под другим названием, "Stovebolt Six" ("Заклепочная шестерка" или "Винтовая шестерка") - по применяемым в большом количестве винтам размером 1/4"-20 tpi с полукруглыми головками со шлицом под плоскую отвертку, которыми крепились кожухи и другие элементы. В английском языке винты с такой головкой называются stovebolt, что буквально переводится как "печной винт" - такие винты широко применялись для соединения элементов дровяных печей.
Новый двигатель имел механический топливный насос взамен применявшейся ранее более капризной вакуумной подачи топлива. Нижняя часть двигателя смазывалась разбрызгиванием, а верхняя - самотеком, таким образом на масляном насосе удалось сэкономить. Для повышения долговечности шатуны и коленвал были коваными, а не литыми. Коленвал устанавливался на трех подшипниках. В целом двигатель оказался настолько удачным, что после ряда модернизаций дожил до 1954 года.

Двигатель в сборе со сцеплением и коробкой передач.

[отсюда]


[отсюда]


[отсюда]


Компания Generаl Motors уже тогда, в конце 20-х годов, оперировала понятием модельного года (своего пика эта тенденция достигла во второй половине 50-х годов). Та или иная модель выпускалась и продавалась в течение одного года, а на следующий год выходила новая. У Chevrolet модели обозначились буквами, плюс имели имя собственное. Скажем, в 1928 году выпускалась Model AB National, в 1929-м - Model AC International, в 1930-м - Model AD Universal, и так далее. Новый шестицилиндровый мотор в принципе был готов к 1928 году, но коммерческий отдел решил не торопиться. Дело в том, что как раз в это время главный конкурент - Форд - собирался вместо давно устаревшего Ford T начать выпуск новой модели, Ford A. В результате Chevrolet National Model AB 1928 модельного года оснащался прежним 4-цилиндровым двигателем, но машина имела базу на 4 дюйма больше по сравнению с моделью прошлого года. Причем удлинен был не салон, а моторный отсек. Кроме прочего, такая модернизация за два захода (вначале шасси, потом двигатель) позволила снизить издержки и время простоя при смене моделей на конвейере.

В декабре 1928 года была анонсирована новая модель, Chevrolet International Model AC. Шасси было таким же, как и у предыдущий Model AB, с базой 107 дюймов, но двигатель стоял уже новый, 6-цилиндровый. Рекламная компания шла под слоганом "6 по цене 4". И на самом деле, по сравнению с моделями прошлого года с 4-цилиндровым двигателем цена выросла всего на $10 (примерно 2%).
Машина в легковом варианте выпускалась в 10 различных кузовах. Были 2-местные, 5-местные, открытые, закрытые варианты. Хотя количество, конечно, сильно различалось. Автомобилей в экзотическом кузове ландо (четырехдверный седан с откидывающий задней частью крыши) было изготовлено всего 300 штук, зато тираж самого распространенного варианта Coach (в современной терминологии - двухдверный седан) был равен 367360 штук. В разных источниках цифры немного разнятся, но общее количество выпущенных легковых Model AC составило примерно 847 тыс. штук. Большая часть машин была изготовлена на пяти заводах в США, но часть (73918 штук) - на заводе в Канаде.

4-дверный седан.

[отсюда]

Ландо.

[отсюда]

Испытание машины в кузове Coach на качество воздушного фильтра с применением пылевой камеры.

[отсюда]

Уже тогда США были автомобильной страной. Для сравнения - Citroen, крупнейший европейский автопроизводитель, выпускал в то время в среднем 50 тыс. машин в год. Chevrolet же, только одна фирма в составе GM (хотя и крупнейшая), выпустила за год почти 850 тыс. только легковых автомобилей.
Кроме того, выпускались и коммерческие модификации (грузовики, автобусы и спецтехника). Они шли в нескольких вариантах, грузоподъемностью 0.5 тонны (на базе AC) и грузоподъемностью 1 и 1.5 тонны (на усиленном шасси с увеличенной до 131 дюйма (3330 мм) базой и четырехскоростной КПП, но с тем же двигателем; обозначались они LQ). Что интересно, Chevrolet выпускал только шасси, а кузова и навесное оборудование делали сторонние фирмы. Коммерческих модификаций в сумме было сделано свыше 480 тыс. штук.

14-местный автобус на шасси LQ. Поскольку кузова делались разными фирмами, внешний вид автобусов различался. Часть кузовов даже производилось в других странах, например, в Англии, куда поставлялись шасси.

[отсюда]

Автомобильный эвакуатор с краном Manley.

[отсюда]

Существовали и трехосные варианты. Правда, сама фирма Шевроле их не выпускала, они производились сторонними фирмами, например Dual Duty. На стандартное шасси LQ сзади ставили два ведущих моста вместо одного. Грузоподъемность возрастала примерно вдвое, т.е. до 3 тонн. Такие машины в немалом количестве использовались в армии США.

[отсюда]

Топливозаправщик на трехосном шасси LQ.

[отсюда]

На базе Chevrolet Model AC выпускался даже башенный пулеметный бронеавтомобиль T8!

[отсюда]


Начало инструкции по эксплуатации на Chevrolet Universal Model AD (1930 год). Это модель была следующей после Model AC и в общем и целом повторяла ее, хотя и имела некоторые доработки.

[отсюда]

Настройка фар.

[отсюда]

Электросхема на Model AC и Model AD.

[отсюда]

Обложка инструкции по ремонту машин на шасси AC и LQ.

[отсюда]

Страница из каталога запчастей.

[отсюда]

Реклама Chevrolet International Model AC.

[отсюда]

Реклама грузовиков и пикапов Chevrolet International AC / LQ.

[отсюда]


Из истории фирмы.
В 1908 году Уильям Дюрант, который на тот момент занимал должность управляющего фирмой Buick, основал корпорацию General Motors, в которую вошли 13 автопроизводителей (в т.ч. Buick, Cadillac и Oldsmobile) и 10 производителей запчастей. К 1910 году корпорация стала убыточной и акционеры отстранили Дюранта от руководства.
Луи Шевроле, американец швейцарского происхождения, начинал как механик, а потом стал автогонщиком. Будучи водителем спортивных машин Buick, Луи Шевроле познакомился с Дюрантом. Помимо гонок Шевроле привлекало и конструирование автомобилей, в итоге в 1911 году Дюрант и Луи Шевроле основали компанию Chevrolet. Хотя первая серийная машина была выпущена лишь через год, дела пошли хорошо. Но в 1914 году Луи Шевроле и Дюрант разошлись во взглядах на конструкцию автомобиля и последний выкупил долю партнера. В 1916 году Дюрант, продав часть акций Chevrolet, выкупил контрольный пакет акций GM, вернувшись, таким образом на пост главы General Motors. В 1917 году завершилось объединение Chevrolet и GM. В 1920 году акционеры вновь добились отставки Дюранта и выкупили его долю акций.
У началу 30-х годов GM стала крупнейшим автопроизводителем в США и в мире. Причем в немалой степени этому способствовали новые модели Chevrolet с 6-цилиндровыми двигателями (Model AC, Model AD и последующие).
Позже под маркой Chevrolet было выпущено еще несколько очень популярных, можно сказать, культовых моделей. В первую очередь это спортивный Corvette (с 1953 года) и полноразмерный Impala (с 1958 года).
В начале 1980-х годов у GM начались финансовые проблемы, во второй половине 2000-х финансовое положение сильно ухудшилось и в итоге в 2009 GM была признана банкротом. Тем не менее, компания была реструктуризирована и продолжает существовать.


Данный экземпляр изготовлен в кузове Touring (примерно можно перевести как прогулочный), так назывался открытый кузов со складным мягким верхом и без выдвижных стекол в дверях. Также этот кузов называли фаэтон, еще он мог фигурировать под названием торпедо (особенно е Европе), правда, к концу 20-х годов последнее название постепенно стало выходить из употребления.


Штатно Model AC оснащались штампованными колесными дисками, но из опций предлагались также колеса со спицами. Кроме того, в качестве опций машину можно было дооснастить бамперами, зеркалом заднего вида, прикуривателем, маскотом (фигуркой на капоте) и некоторыми другими элементами.


По каким-то загадочным причинам в открытых кузовах руль часто ставили справа, хотя в закрытых вариантах кузова он чаще всего слева.


Багажник не предусмотрен.


При необходимости сзади прикручивалась грузовая площадка для чемоданов.

[отсюда]

Приборная панель расположена по центру, что в то время встречалось часто. Сверху в дверях видны отверстия для установки защитных щитков.


Поскольку мягкая крыша защищала от осадков только сверху, предусматривались также отдельные щитки на двери.

[отсюда]

Об истории фирмы Chevrolet можно почитать здесь.
Про двигатель "Stovebolt Six" можно почитать здесь здесь.
С инструкцией по эксплуатации на Chevrolet Universal Model AD (1930 год) можно ознакомится здесь или здесь.