Автомобильный музей
Dodge Brothers Fast Four




Табличка экспоната соответствует действительности лишь приблизительно. Модель называется Fast Four, она существовала в двух модификациях, Series 128 и Series 129. Кузов Tourer (также пишут как Touring) - открытый.


Характеристики.
Фирма-производитель: Dodge.
Страна производства: США.
Годы производства: июнь 1927 - июль 1928 г.
Объем производства: точных данных, по-видимому, нет; судя по серийным номерам, легковых автомобилей в разных кузовах было выпущено в сумме порядка 80-85 тыс. штук.
Год выпуска данного экземпляра: 1928.
Максимальная скорость: 60 миль в час (97 км/ч).
Мощность двигателя: 24 л.с. (40 л.с брутто).
Объем двигателя: 212.27 кубических дюймов (3478 см3).
Количество цилиндров: 4.
Диаметр и ход поршня: 3 7/8" x 4 1/2" (98 x 114 мм).
Коэффициент сжатия: 4.1:1.
Карбюратор: Stewart IV.
Напряжение бортовой сети: 6 В, стартер и генератор раздельные.
Расход топлива: 25 миль на галлон (9.4 л на 100 км).
Емкость топливного бака: 12 галлонов (45.4 л).
Трансмиссия: 3-ступенчатая, коэффициент передачи от 1.00 до 3.76 (Series 128) и до 4.25 (Series 129).
Сцепление: однодисковое, диаметр 10" (254 мм).
Тормоза: барабанные; часть машин на задние колеса, механические, часть - на все колеса, с гидроусилителем.
Колесная база: 108" (2743 мм).
Масса: 1101-1331 кг (в зависимости от модификации и типа кузова).
Дата презентации: июль 1927 г.
Цена: $855-$955 (в зависимости от модификации и типа кузова).

Фирма Dodge, как и некоторые другие американские компании (например, General Motors), обновляла модельный ряд каждый год. В 1927 году вышла очередная модель с 4-цилиндровым двигателем - Fast Four, она выпускалась в двух модификациях, Series 128 и Series 129. Различие было в диаметре колес (19 дюймов у Series 128 и 21 дюйм у Series 129) и коэффициенте понижения в КПП (3.76 и 4.25 соответственно). Часто указывается, что различие было в тормозах, но, судя по всему, это не соответствует действительности. Обе модификации вначале имели механические тормоза только на задние колеса, а с ноября 1927 года стали оснащаться гидравлическими и на все четыре колеса.

Fast Four, как оказалась впоследствии, была последней моделью Dodge с 4-цилиндровым двигателем, все последующие модели имели уже 6 цилиндров. Sеries 128 и 129 не имели каких-то революционных отличий от моделей прошлых лет, хотя и получили обновленный кузов с более короткой базой. В основе используемого двигателя лежала разработка 1914 года. Этот двигатель имел неофициальное название "большая четверка" (что неудивительно - все-таки 3.5 литра) и славился своей надежностью. Он имел расположенные сбоку клапана (L-образная конструкция), что было типично для того времени. В процессе последней модернизации коленвал стал устанавливаться на 5 подшипниках (вместо трех) и делать его стали из хром-ванадиевой стали.

Двигатель "большая четверка". Изображение из рекламного проспекта.

[отсюда]

Он же, вид "в железе".

[отсюда]


[отсюда]

Особенности определения характеристик американских двигателей требуют пояснений. Если посмотреть описание европейских и американских автомобилей примерно одних лет выпуска и с примерно одинаковым литражом двигателя, окажется, что для американских машин заявленная мощность существенно выше. Для конца 20-х годов типовые значения составляют 40-50 л.с. в США и 20-25 л.с. в Европе. В действительности, конечно, мощность была примерно одинаковой, а разница появлялась из-за методики измерения. В США измеряли мощность двигателя без навески (генератор, насос системы охлаждения, глушитель и т.д.), т.е. значение получалось фактически жульническим, зато выглядело красиво. В Европе же с самого начала указывали "честную" мощность двигателя, со всей навеской. Расхождение было ликвидировано только в 1972 году, когда в США сообщество автомобильных инженеров (SAE) приняло новый стандарт, по которому стали указывать реальную мощность, как и в Европе. Поэтому сейчас, чтобы не было путаницы, для старой системы делают приписку gross horsepower (л.с. брутто), а для текущей, при необходимости, net horsepower (л.с. нетто).

По непонятным причинам фирма Dodge незадолго до выпуска модели Fast Four перешла на 6-вольтовую бортовую сеть, хотя с самых первых своих автомобилей использовала 12-вольтовую сеть. Также практически накануне начала выпуска Fast Four перешли на стандартную (рекомендованную SAE) схему переключения передач - до принятия стандарта автопроизводители делали принцип переключения кто во что горазд.

Модель Fast Four выпускалась в нескольких кузовах: седан, купе, кабриолет в разных вариациях. Все машины, хотя и производились с лета 1927 года, относились к 1928 модельному году. Можно было выбрать тип колес - с деревянными или стальными спицами, либо штампованные диски. В качестве дополнительных опций предлагались бамперы, никелевое покрытие радиатора и обрамления фар, задние огни и некоторые другие элементы.

Dodge Fast Four в кузове седан.

[отсюда]

Вид снизу на задний мост. Что интересно, бензобак располагался сзади, фактически за бампером. Бампер же был опциональным. Таким образом, бензобак был защищен от удара при столкновении сзади лишь запасным колесом, если оно стояло на своем месте.

[отсюда]

Набор инструмента, который шел в комплекте с машиной. Внизу рукоятка для завода (хотя электростартер ставился штатно), справа - гидравлический домкрат.

[отсюда]

Из истории фирмы. В 1900 году братья Джон и Гораций (Хорас) Додж создали фирму по разработке и производству автомобильных комплектующих. Качество продукции было высоким, так что в 1902 году их клиентом стала компания Oldsmobile (выпускавшая на тот момент 30% всех автомобилей в США). В 1903 году братья Додж заключили соглашение с Генри Фордом, в результате которого начали выпускать комплектующие для его автомобилей (причем еще и совершенствуя их): шасси, двигатель и прочее - по сути все, кроме кузова, шин, сидений и т.п. За это они получили 10% акций компании Ford, долю в прибыли, а также права на все активы в случае банкротства Форда (для которого эта была уже третья компания - первые две обанкротились). Кроме того, вскоре Джон Додж стал вице-президентом компании Ford. Через некоторое время фирма Dodge оказалась крупнейшим в мире производителем автомобильных комплектующих. В 1910 году она ввела в строй новый головной завод с 5 тысячами рабочих мест и многоэтажным конвейером. Но отношение между Фордом и братьями Додж портились. Это было вызвано расхождением во взглядах на ведение бизнеса и усугублялось некоторым своеволием братьев, а также расово-религиозными трениями (братья были евреями, Форд же придерживался антисемитских взглядов). В итоге в 1913 году Форд построил собственный завод и отказался от услуг фирмы Dodge.

Братья Додж. Младший Гораций (Хорас) в первую очередь занимался технической стороной дела, а старший, Джон - организационной.

[отсюда]

Главный завод компании Dodge в Детройте. Просуществовал до 1981 года.

[отсюда]

Приемная в офисе на главном заводе.

[отсюда]

Братья Додж решили взяться за производство автомобилей, и в 1914 году появился первый автомобиль под маркой Dodge Brothers, который назывался Model 30. Он был почти вдвое дороже популярного Ford T (который до разрыва отношений с Фордом и производился на заводах Dodge), но существенно превосходил его по характеристикам и удобству (например, имел электрический стартер). Кроме того, это был первый массовый автомобиль с цельнометаллическим открытым кузовом, кузова изготавливались компаний Эдварда Бадда. Качество также было отличным, так что дела компании пошли в гору. А с учетом отчислений и дивидендов от Форда, братья оказались одними из самых богатых людей в США. Так, когда в 1917 году Генри Форд стал выкупать у других акционеров акции своей компании, за долю Додж он вынужден был заплатить 25 миллионов долларов, что было огромной суммой - в современных деньгах это примерно треть миллиарда.

К качеству и надежности своих автомобилей братья Додж подходили очень тщательно. Был создан специальный тестовый полигон и даже проводились краш-тесты, когда машину на скорости 20 миль в час (32 км/ч) разбивали о кирпичную стену. Машины Dodge применялись и в армии США. Поскольку компания Dodge начинала как производитель комплектующих, доля компонентов стороннего производства в их автомобилях была гораздо ниже, чем у конкурентов. Братья стремились к своеобразной автономности даже в отношении персонала. У них была собственная хорошо оснащенная больница для сотрудников завода, заводская столовая с бесплатным питанием для сотрудников. При этом оба брата (особенно старший, Джон) были довольно эксцентричными личностями, любителями выпить, не редкостью были даже дебоши и драки в барах с их участием. Правда, Гораций при всем этом был одним из главных меценатов Детройтского симфонического оркестра.

В 1920 году оба брата умерли с разницей меньше года, Джон в результате воспаления легких, а Гораций фактически от последствий пьянства. Президентом компании стал Фредерик Хайнс, а дело перешло в вдовам и детям, но они неважно разбирались в бизнесе и производстве автомобилей, так что компания постепенно начала сдавать свои позиции. В результате в 1925 году компания была продана финансовой группе Dillon, Read & Co за совершенно фантастическую сумму 146 миллионов долларов, на тот момент это была крупнейшая сделка в истории. В том же году Dodge Brothers приобрела контрольный пакет акций фирмы Graham Brothers, а через полгода выкупила ее полностью. Фирма Graham Brothers занималась производством грузовиков на базе узлов и агрегатов других производителей, причем плотное сотрудничество с Dodge началось еще с 1921 года - своих грузовиков у Dodge не было.

Американский аналог милицейского бобика - автомобиль шерифа на шасси Dodge.

[отсюда]

Пожарный автомобиль производства Graham Brothers на базе Dodge.

[отсюда]

Реклама грузовиков Graham Brothers. Внизу приписка "продаются у всех дилеров Dodge Brothers".

[отсюда]

Легковые автомобили до 1927 года подвергались лишь небольшим изменениям, но в 1927 году вышла совершенно новая линейка Dodge Six с 6-цилиндровым двигателем. Очередная модификация старой 4-цилиндровой линейки под названием Fast Four продержалась еще год, после чего компания полностью перешла на 6-цилиндровые модели.

К 1928 году дела компании Dodge шли неважно, она теряла позиции на рынке. В это же время активно развивалась молодая фирма Chrysler, которой были очень нужны новые производственные мощности - как раз то, что было у Dodge. В результате Уолтер Крайслер купил Dodge за 170 миллионов долларов, и с того момента автомобили марки Dodge быстро стали унифицироваться с автомобилями Chrysler. Марка существует по сей день в составе компании Chrysler.

Реклама Dodge Brothers Fast Four.

[отсюда]

Обложка каталога запасных частей для Fast Four.

[отсюда]


Лампы на сверху на капоте, около лобового стекла, ставились в виде дополнительной опции.




Багажник не предусмотрен совсем, поэтому при необходимости перевозки багажа на задний бампер навешивалась грузовая площадка.


Логотип компании. В верхней строке надпись Dodge Brothers, в нижней - Detroit, USA. Скрещенные треугольники по официальной версии представляют собой стилизованные латинские буквы D - первую букву фамилии братьев. Но говорят, что в них вкладывался и другой смысл - треугольники образовывали звезду Давида.


Термометр фирмы MotoMeter, показывающей температуру воды в радиаторе. Ставился в качестве опции, но вообще эти термометры продавались и отдельно и могли быть установлены на любую машину.


На фарах тоже логотип фирмы - DB.


Внутри настоящие диваны.


Руль стандартно ставился слева (праворульные варианты встречаются, но очень редко), панель приборов типично для того времени в центре.


Что интересно, симметрична не только панель приборов в целом, но и принцип отображения показаний. Слева амперметр, показывающий как заряд, так и разряд аккумулятора. В середине спидометр, который крутится в ту или другую сторону, видимо, в зависимости от направления движения автомобиля - вперед или назад.

[отсюда]

С историей главного завода Dodge можно ознакомиться здесь.
Фотографии узлов автомобиля Fast Four можно посмотреть здесь.