Первая челябинская электростанция
Точнее, первая из сохранившихся - так как от самой первой
не осталось совсем ничего.
В 1902 году купец Василий Михайлович Колбин подал в городскую думу
прошение об организации электрического освещения. Оно было одобрено,
и к 1905 году Колбиным и Кокориным была построена электростанция
из двух дизель-генераторов общей мощностью 50 кВт. Располагалась она
во дворе дома Колбина (нынешний адрес ул. Труда, 66).
В 1911 году после смерти Колбина семья выставляет на продажу дом.
Примерно в это же время городская дума рассматривает вопрос о новом
здании для ее, думы, размещения - старое здание стало тесным, да и
вообще не очень приспособленным. В думе рассмотрели разные варианты и
решили что выгоднее не строить новое здание, а купить колбинский дом.
Дом - большой двухэтажный каменный особняк - был построен
В.А. Первухиным и позже выкуплен Колбиным у вдовы Первухина.
В 1913 году дом был куплен и отремонтирован, с этого времени и до
революции в нем размещалась городская дума. К "электрической истории"
вышеприведенные факты имеют то отношение, что вместе с домом были
куплены и участок земли, и все надворные постройки, в том числе
электростанция.
Через несколько лет стало ясно - мощности имеющийся электростанции
категорически не хватает. Городская дума заключила договор с фирмой
Сименс-Шуккерт, которая в 1915-1916 годах построила новую
электростанцию с паровой машиной и двумя генераторами общей
мощностью 250 кВт. Под новую станцию и было построено здание -
там же, за бывшим колбинским домом - которое сейчас известно как
первая электростанция.
После революции электростанция была, естественно, национализирована,
но до начала 30-х годов оставалась единственной в городе и
использовалась исключительно для снабжения бытовых потребителей.
В конце 20-х годов, с началом индустриализации, резко увеличилась
потребность в электроэнергии, и в 1927 году начали строить ЧГРЭС.
В 1930 году была запущена первая турбина, а годом позже и остальные.
Проектная мощность ЧГРЭС была чуть меньше 150 МВт, поэтому
надобность в старой электростанции отпала и она была выведена из
эксплуатации.
В 1932 году в Челябинске запускают трамвай. Оборудование в помещении
бывшей электростанции демонтируется и там размещают тяговую подстанцию.
Так как "депо" в самом начале представляло собой деревянный сарай за
домом Почелина (ул. Труда, 56), в 1933 году в помещении электростанции
оборудуют временное трамвайное депо на шесть вагономест. В 1938 году
было построено трамвайное депо 1 по ул. 1-ой Пятилетки, основная
ремонтная база переместилась туда, но здание электростанции так и
осталось у трамвайщиков, оно и по сей день принадлежит
ЧелябГорТрансу.
На данный момент в здании расположены: тяговая подстанция, буфет
для водителей междугородних автобусов (площадка перед зданием
используется как стоянка для автобусов), цех по перемотке
электродвигателей и, возможно, какие-то офисные помещения ГорТранса.
Также возможно, что часть здания пустует - не везде оно
выглядит обитаемым.
Само здание в целом неплохо сохранилось, хотя и изрядно попорчено
по мелочам. Исходно одноэтажное, оно было разделено на два этажа.
Двери и некоторые окна поменяли свое местоположение, были убраны
или созданы новые. Причем кое-где варварски - исходно
трапецеидальные проемы дорублены до прямоугольных. С одной
стороны из двух фронтонов остался только один, соответственно,
на этой половине крыша поменяла свою конфигурацию. Здание обросло
большим количеством пристроек, каких-то труб, проводов и т.д.
Эта сторона, похоже, менее других пострадала от доработок.
Заложена (причем достаточно аккуратно) верхняя (трапецеидальная) часть
окон, сделан дверной проем.
Западный фасад пострадал сильно. Вместо трех высоких (почти до земли)
окон с верхом-трапецией сделали двери и окна совершенно другой конфигурации,
варварски прорубив новые проемы, попортив исходные и по форме (верх) и по
ширине (низ).
Тут ситуация получше. Одно исходное окно грубо испорчено воротами,
но зато оба верхних окна не только сохранили исходную габаритную форму,
но даже и форму оконных переплетов (особенно левое). Посередине были
ворота. К сожалению, фронтон зачем-то срублен.
Посередине хорошо виден контур оригинального окна. Сейчас здание
поделено на два этажа, соответственно, окно тоже поделено на два,
верхнее и нижнее.
Фронтон совершенно цел, только вместо стекол не то шифер, не то профлист.
Слева вверху видно где проходил оригинальный второй фронтон, а также
позднейшую кирпичную заплату.
Вряд ли рама сохранилась с тех времен, но форма - один в один как
в оригинале.
Бывшие ворота.
Украшение (логотип?) прекрасно сохранилось.
Сарай из профнастила совсем не к месту, равно как и труба.
В окна поставили пластик, но достаточно бережно. Башенки наверху
местами облупленные, но целые.
С этой стороны оконные проемы целы, хотя и частично заложены.
Крыльцо и дверь, разумеется, тоже позднейшее дополнение.
С восточного фасада второй фронтон цел.
Окно над дверью сохранило исходную конфигурацию переплета.
Здесь тяговая подстанция.
Верхние башенки сильно потрепанные.
С восточной стороны наиболее пострадал верх центральной части (под
фронтоном).
Хорошо видно следы оконных рам.
Подстанция. Что интересно, здесь конфигурация стены и проемов
отличается - окна низкие.
Здесь остекление нижнего окна весьма близко к оригиналу.
Ворота заложены, над ними воткнуты три окна. От исходного рисунка
надвратного украшения мало чего осталось.
Как и везде, середина (по высоте) проема заложена.
Слева дверей, конечно, не было. А вот справа, возможно, как раз была
дверь.
Какая конкретно здесь была конфигурация крыши сказать сложно, но
деревянный мелкий фронтон явно новодел.
В окнах пластик, но форма сохранена.
Единственное окно, которое сохранило исходную форму (но не форму
переплета).
Слева фотография, вероятно, 20-х годов. Вид с северо-западного угла.
Справа акварель Юрия Данилова, вид с юго-запада. Как видно, акварель
является вариацией современного состояния и совершенно не отражает
исторической действительности - на законное место водворен только
срубленный фронтон.
    
Источники:
http://chelchel-ru.livejournal.com/228241.html
http://chelchel-ru.livejournal.com/72639.html
http://chelchel-ru.livejournal.com/118336.html
http://chelchel-ru.livejournal.com/143619.html
http://www.vip74.ru/obshchestvo/prizraki-goroda-kotorogo-net
http://chelchel-ru.livejournal.com/262339.html
http://cheltram.ru/other/history/
P.S. В связи с транспортной реорганизацией судьба здания может
поменяться в непредсказуемом направлении. Так, после ликвидации
за домом Почелина (Труда, 56) трамвайного депо Службы пути сам
дом стоит заброшенный, с выбитыми окнами. Далее, было принято
решение о сдаче в аренду пустующих
площадей
троллейбусного депо 1, а потом и
других
лишних площадей автопарков.
Кроме того, еще в марте 2012 года часть недвижимого имущества
ЧелябГорТранса
была продана
компании, основные акционеры которой зарегистрированы на
Виргинских островах и в Белизе.
Плюс к тому в июне 2012 года дом Колбина
был переведен из региональной собственности в муниципальную.
Касается ли это и здания электростанции тоже - неизвестно.