Самое первое троллейбусное депо и конечная "Клары Цеткин" / "ПКиО"

Самое первое троллейбусное депо и конечная "Клары Цеткин" / "ПКиО"

Найти местоположение самого первого троллейбусного депо, а также разобраться с троллейбусными кольцами на конечной "Клары Цеткин" / "ПКиО" пытались уже не раз (тут, тут и тут), и я в том числе (здесь). Но вопрос так и остался не выясненным. Однако удалось найти кого расспросить из старшего поколения, и совершенно четко указали - депо было на улице Клары Цеткин, почти сразу после поворота с проспекта Ленина, по левую сторону. Это получается между старой больницей Клары Цеткин, 58 и проспектом Ленина (тогда улицей Спартака). Что, в общем-то, логично - депо получается совсем рядом с кольцом, которое тогда располагалось на перекрестке Спартака-Клары Цеткин.

Хронология с сайта Челябинский троллейбус.
1942 - Открытие троллейбусного движения в Челябинске произошло 5 декабря 1942. Протяженность троллейбусных линий на день открытия составляла 18 км. На 5 декабря парк состоял из 15 троллейбусов ЯТБ-1 с деревянным кузовом, эвакуированных из Москвы в сентябре. Подвижной состав находился во временном неотапливаемом депо на 3 машиноместа для обслуживания 25 машин (ул. Клары Цеткин). 5 декабря было открыто движение по троллейбусным маршрутам № 1 - "Вокзал - ул. Кл. Цеткин" и № 2 - "ЧТЗ - ул. Кл. Цеткин".

Единственное известное на сегодняшний день фото депо датируется 1949 годом.

[Из книги Челябинский трамвай. Челябинский троллейбус]

Для ориентировки хорошо подходит карта 1939 года - местность за 3-4 года вряд ли радикально изменилась. На карте видны два существенных момента. Во-первых, улица Спартака (проспект Ленина) фактически заканчивалась, упираясь в улицу Клары Цеткин, далее расходились какие-то узкие кривые переулки. Во-вторых, к северо-западу от этого перекрестка был пустырь. Поэтому неудивительно, что на перекрестке сделали конечную и кольцо (цифра 1), а на пустыре разместили депо (цифра 2). Еще один интересный объект - больница с адресом Клары Цеткин, 58 (прямоугольник правее цифры 3), эта больница в дальнейшем будет важным ориентиром.

[Отсюда]


1943 - 26 сентября в Челябинске состоялось открытие второй очереди троллейбусного маршрута "Вокзал - стадион "Динамо".

У Центрального стадиона (тогда "Динамо") еще с 1936 года было трамвайное кольцо, поэтому ничего удивительного, что линию продлили до этой точки - в наличии было и электричество, и место для разворота. Расстояние же там небольшое - троллейбус проезжал по Клары Цеткин мимо депо до улицы Коммуны и сворачивал налево, к главному входу на стадион.

1950 - Вводится в эксплуатацию троллейбусная линия по ул. Клары Цеткин и ул. Коммуны до Парка культуры и отдыха.

ПКиО в те годы был очень популярным объектом, логично что линию продлили еще на одну остановку, до центрального входа в ПКиО. Тогда, и еще более 20 лет после, до начала 70-х, перед входом проходила железнодорожная ветка на мелькомбинат. Троллейбусы доходили до конца забора стадиона, там была конечная остановка. Затем, пустые, переезжали рельсы и разворачивались перед входом в ПКиО, сейчас это площадка перед зданием Коммуны, 137а. На фото троллейбус как раз заезжает на кольцо. Скорее всего это 1950-е годы.

[С сайта Челябинский троллейбус]


1957 - Началось строительство полноценного троллейбусного депо.
1959 - 11 июня - открытие троллейбусного депо № 1 на 60 машин.

Начиная с этого момента надобность в старом депо отпадала, и в какой-то момент (когда именно неизвестно, но явно не позднее начала 1970-х) строения этого депо снесли. Кольцо на Клары Цеткин продолжало функционировать еще какое-то время, даже вроде бы довольно долго, чуть ли не до переноса основного кольца от входа в ПКиО на улицу Лесопарковую.
Еще момент, скажем, на 1957 год только маршрут № 1 ходил до ПКиО, у остальных же конечная была "Клары Цеткин" (информация из Справочника милиционера 1958 года). По некоторым сведениям это было связано с недостаточной мощностью подстанции у ПКиО. Кстати, есть фотография, вроде бы начала 1950-х годов, на которой у дома с нынешним адресом Ленина, 71 хорошо видно кольцо. Про этот дом надо сказать подробнее. По базе администрации он 1960 года постройки, но эта информация, судя по всему, ошибочна. На фото видно, что на месте дома 71а (который по той же базе тоже 1960 года) пустырь, тогда как 71-ый дом уже вполне обитаем. Дом строился радиозаводом, который начали возводить в 1949 году и который в начале 50-х уже функционировал. Помимо цехов строили и жилье для работников. Кроме того, на карте середины 50-х этот дом, похоже уже присутствует.

[Отсюда]


Еще одна фотография приблизительно с той же точки датируется примерно 1967 годом. Тут о наличии кольца судить сложно, но зато виден пустырь, где позже построят 14-этажки. Насчет строений депо также ничего определенного сказать нельзя, они при съемке могли не попасть в кадр или оказаться загороженными деревьями, даже если к тому моменту сохранились.

[Отсюда]


1968 - Продление троллейбусной линии до Радиозавода. Старая линия по ул. Клары Цеткин и ул. Коммуны демонтируется. Вводится в эксплуатацию диспетчерский пункт в районе ПКиО.

На самом деле диспетчерский пункт на нынешней конечной ПКиО может и начали использовать в 1968 году, но троллейбусы мимо него стали проезжать несколькими годами позже. Поначалу троллейбусы доезжали до 2-го корпуса ЮУрГУ (тогда ЧПИ; Ленина, 85), перед ним сворачивали влево, по ул. Тернопольской, доезжали до старого административного корпуса радиозавода (Тернопольская, 6, угол с Сони Кривой), объезжали сквер с фонтанами (правда, тогда фонтанов еще не было), и по той же Тернопольской, но с другой стороны, вдоль здания НИИОГР (Ленина, 83), выезжали на проспект Ленина. Такая схема работала сравнительно недолго, по некоторым сведениям до 1971 или 1972 года, после чего троллейбусы стали ходить по привычному маршруту Ленина - Лесопарковая - Сони Кривой - Тернопольская - Ленина и с использованием кольца на ул. Лесопарковой. Название остановки "ПКиО" менять не стали, правда, в Справочнике улиц г. Челябинска от 1980 года у троллейбусов конечной остановкой указан "Радиозавод". Когда-то позже конечной стала считаться "ПКиО", а "Радиозавод" стал обычной промежуточной остановкой (она была на Сони Кривой, прямо у снесенной ныне главной заводской проходной).
Фото 1968 года или около того. Видно не очень хорошо, но вроде просматривается, что провода перед корпусом 2 ЧПИ уходят влево.

[Из книги Челябинский трамвай. Челябинский троллейбус]


Есть еще несколько фотографий, сделанных около 1969 года. Проспект Ленина, вид в сторону ЧПИ. Газоны только-только оформляются, троллейбусы ездят прямо, переваливая через ЖД ветку, она еще не демонтирована. Корпусов ЧПИ 3/А, 3/Б нет и в помине, за корпусом 2 пустырь. Примерно в эти же годы (1969-1970) заканчивалось строительство общежития номер 7 (Ленина, 80), вероятно, нынешний конец проспекта еще не был облагорожен, и именно поэтому троллейбусы и разворачивались на Тернопольской. Кстати, у Гражданпроекта (Ленина, 79; на первом плане) вход совсем не там, где сейчас.

[Отсюда]


Вид в сторону площади Революции. Насчет кольца у дома Ленина, 71, опять же, ничего сказать нельзя. Зато видно улицу Клары Цеткин. На первом плане слева четырехэтажка Энгельса, 26 и справа стоящаяся 14-этажка Энгельса, 28. За ними, соответственно, Энгельса, 61 и Энгельса, 63. Между ними просматривается нечто интересное. Наклонная крыша слева может быть снесенным ныне строением больницы. А вот строение справа в принципе может оказаться остатками депо. Сейчас на этом месте аж две трансформаторных будки, но то что там просматривается для будки как-то высоковато. Что интересно, улицы Энгельса на этом участке как таковой толком нету, на ее месте некий проезд-грунтовка.

[Отсюда]


Вид в сторону главного входа в ПКиО. На первом плане здание КТИАМ (Энтузиастов, 2), позади (вдоль улицы Коммуны) - статуправление Коммуны, 137а. Его построили существенно позже возникновения троллейбусного кольца, поэтому здание и отодвинуто от красной линии улицы. Из троллейбусных признаков виден скошенный по дуге газон, по этой траектории троллейбусы выезжали с кольца.

[Отсюда]


1975 - 25 июля - открытие линии по ул. Сони Кривой до Свердловского пр. В связи с этим был открыт маршрут № 13 "ПКиО - Северо-Запад".

Линию по Сони Кривой протянули дальше поворота на Тернопольскую, до Свердловского проспекта. В настоящее время никаких регулярных маршрутов по этой линии не ходит, но линия живая, по ней иногда перегоняют троллейбусы.

1990 - Окончание реконструкции диспетчерской ПКиО - пристроена одноагрегатная тяговая подстанция и построен второй этаж для столовой.

На старых фото видна небольшая одноэтажная диспетчерская, какой она была до надстройки.

[С сайта Челябинский троллейбус]

2010 - 15 ноября - в связи с жалобами автолюбителей на "троллейбусные заторы" на ул. Лесопарковой все троллейбусы должны заезжать на к/ст "ПКиО". Первая остановка после ПКиО - ПО "Полёт".

Реально это оказалось только первым шагом. Поначалу избавились от поворота с Лесопарковой на Сони Кривой, однако Сони Кривой от Лесопарковой до Тернопольской весьма загружена припаркованными машинами, и поэтому решили убрать троллейбусы оттуда совсем. С середины сентября 2011 года запустили новую схему движения (я об этом писал). Троллейбусы с кольца выезжают на Лесопарковую, а затем выворачивают на Ленина. Первое время начальной остановкой была аж "ЮУрГУ", если считать от кольца, это около 600 метров. Затем сделали остановку на углу Ленина-Лесопарковая, она называется "ПКиО". Наконец, еще позже появилась остановка "улица Лесопарковая", около дома Лесопарковая, 3, т.е. практически сразу после съезда с кольца.


Теперь вернемся к самому первому депо. Бывший начальник троллейбусного депо № 1 Евгений Ильюшкин, еще заставший старое депо, описывает его так. Депо, которое таковым назвать можно было лишь условно, состояло из сарая без отопления (хорошо, хоть от ветра и дождя закрывал); небольшой пристройки (склад, кабинеты администрации) и комнат отдыха при въезде на территорию. (Из книги Челябинский трамвай. Челябинский троллейбус). И еще, воспоминания слесаря В.И. Пашнина. Помнится как было тяжело работать в необорудованных производственных помещениях. Агрегаты на троллебусах менялись вручную. Например, редуктор вначале опускали на тросе, продернутом через чулки, а затем вытаскивали волоком из-под троллейбуса. Тяговой двигатель опускали на землю, а затем поднимали вручную троллейбус и вытаскивали. Операция по замене двигателя длилась для бригады целую смену... (оттуда же).

Есть еще две фотографии на территории депо, но на них практически никаких подробностей разглядеть нельзя. Первая датируется 1946 годом, вторая 1950.

[Из книги Челябинский трамвай. Челябинский троллейбус]


[Из книги Челябинский трамвай. Челябинский троллейбус]

Кроме того, хотя никакой подтверждающей информации найти не удалось, там же, на территории депо, могла размещаться и тяговая подстанция. Откуда такие предположения, будет сказано немного позже.

Теперь обратимся к карте 1956 года (топография 1954 года). На ней видно много интересного. Улица Спартака (пр. Ленина), как и на карте 1939 года, заканчивается тупиком на Клары Цеткин. Цифрой 1 обозначен дом Ленина, 71, около которого было кольцо. Кстати, уже на этой карте видно, что к югу Клары Цеткин перекрыта не только данным домом, но и зданием школы (ныне школа 67, Сони Кривой, 40). Цифра 2 - детская больница, находящаяся сейчас в разоренном состоянии. Контуры здания весьма характерны и узнаваемы. Левее, под цифрой 3 - больничные гаражи, сохранившиеся до сих пор. Еще левее, вероятно, какое-то больничное здание (цифра 4). Оно стояло почти на месте дома Энгельса, 61. Улица Энгельса заканчивается тупиком практически сразу после Коммуны, дальше идет территория больницы, огороженная забором. Южнее больничной территории видна еще одна огороженная площадка со строением (цифра 5), это и есть искомое троллейбусное депо. Фотография 1949 года и форма здания на карте подсказывают направление съемки. Ворота скорее всего выходили на юг. На фотографии хорошо видны выступающее западное крыло и сдвинутые к северу (утопленные) боксы. Справа за деревьями угадывается выступающее восточное крыло.

[Отсюда]


Контуры строений, наложенные на гугловскую карту. Надо сказать, карта 1956 года оказалась весьма точной. При наложении контрольные точки (Ленина, 71; больница Клары Цеткин, 58; Энгельса, 26, контуры улиц) совпали практически идеально. Обозначения: 2, 3, 4 - больница, гараж, строение больницы соответственно; 5 - депо; 6 - мост через реку Челябку; 7 - различные строения, по всей видимости практически все - деревянные одноэтажные дома частного сектора. На карте 1939 года река показана до улицы Володарского (тогда улица Свердловская), на карте 1956 года она есть только к юго-западу от моста 6, далее ее, вероятно, уже убрали в трубу. Кстати, дом Энгельса, 63 по базе администрации 1961 года постройки, а стоит он на западном углу территории депо. Хронологически все сходится: депо ликвидировали в 1959 году и начали осваивать освободившуюся территорию.



Теперь посмотрим, что на настоящий момент осталось от кольца на Клары Цеткин, депо и линии по улице Коммуны до входа в ПКиО. Начнем с кольца у дома Ленина, 71.
Фото дома примерно в том же ракурсе, что и на фотографии 50-х годов. Газоны посреди тротуара перед восточным крылом ликвидированы, но у центральной части, похоже, не поменялось ничего.


Дальнейшее удобнее рассматривать сверху. Это перспектива улицы Клары Цеткин в сторону реки Миасс. Сейчас точно на середине улицы стоит дом Ленина, 64.


Разрыв газона. Именно тут троллейбусы выезжали с Клары Цеткин с левым поворотом на Ленина. Ширина газонов разная и восточный имеет скругление для выезда. Дорогу тут неоднократно ремонтировали, но конфигурация осталась прежней. На фото троллейбус как раз пересекает улицу Клары Цеткин.


Вот здесь было кольцо, в разрыве между газонами на тротуаре.


Газон со скруглением. При дорожных ремонтах бордюры перекладывали, но форму сохранили, да и сами бордюрные камни родные, гранитные.


На фото 1977 года виден и разрыв газона, и скругление.

[Отсюда]

Это центр дома, точнее, центральной секции. На стандартной высоте (примерно верх окон второго этажа) видны остатки крепежа контактной сети.


Две точки парного крепежа, вертикальная и горизонтальная.


Немного восточнее.


Тут точек еще больше. Причем треугольники с отверстиями подобного вида для подвеса проводов используются до сих пор.


Еще восточнее.


Тут два полных комплекта парного крепежа.


Восточное крыло.


Над надписью "Subway" одинарный крепеж.


И еще один одинарный крепеж, вроде бы это самый ранний вариант.


Далее отправляемся во двор между проспектом Ленина и улицей Коммуны. За домом Ленина, 64. Мощные многолетние деревья явно остались со времен, когда тут была улица.


Вид от дома Ленина, 64 на север. Тут была проезжая часть улицы Клары Цеткин, ряды деревьев слева и справа - газоны.


Вид с той же оси и в том же направлении, но ближе к улице Коммуны. Прямо дом Коммуны, 125. Когда его построили выяснить не удалось, но явно после 1968 года, когда отсюда убрали троллейбусы.


С той же точки вид назад, на юг. Это тоже бывшая проезжая часть.


Вид от дома Ленина, 64 на север. Тут был восточный тротуар, проезжая часть левее.


Бывший западный тротуар. Проезжая часть, соответственно, справа.


Тот же западный тротуар, вид с севера на юг. Справа забор старой больницы Клары Цеткин, 58. Забор родной, и на родном же месте.


Тот же забор. На месте тропы был мелкий переулок, перпендикулярный Клары Цеткин, правее начинался частный сектор.


Про текущее состояние старой больницы Клары Цеткин, 58 уже писали, поэтому просто пара фото для общего представления.




У больницы сохранился не только забор, но и деревянные столбы, по которым в нее подавалось электричество.


Еще рядом есть несколько старых фонарных столбов, они стоят к северо-западу от больничной территории, по сути во дворе дома Коммуны,127 / Энгельса, 59. Их уже тоже описывали.


Столбы с такими же навершениями, только стальные, а не бетонные, сохранились во дворах на КБС, а также в парке имени Терешковой на Комсомольской площади.




Теперь переходим к гаражам. Вот тут хорошо видно, справа больница, на первом плане бывшие гаражи больницы, которые есть на карте 1956 года, позади черная крыша - более новые больничные гаражи, два бокса воротами к больнице.


Гаражи.




Ворота вблизи, слева направо. Номер 1 и 2 - ворота родные, деревянные, обшитые железом. Петли и угольники (крепеж) совершенно одинаковые. Ворота номер 3 заменены на современные железные, от старых видны только следы срезанных петель.


Половинка слева это тот же номер 3. Номер 4 также заменены. Номер 5 - родные, правда, крепежа угольников не видно.


Ворота номер 6 и 7. Родные и те, и другие, причем на номере 6 даже сохранились окна (заделанные наглухо, конечно). Кстати, размер ворот небольшой, практически под легковую машину. У новых больничных гаражей ворота существенно выше и шире, туда нормально заедет любая машина скорой помощи.


Те же гаражи сзади. Видно, что сложены они из шлакоблока и когда-то даже имели окна. Разнородная кирпичная кладка слева это, похоже, заложенный пролом.


А вот и место, где было старое депо. Западное крыло частично (или даже полностью?) располагалось на том месте, где сейчас стоит дом Энгельса, 65 (на фото слева). Боксы доходили примерно до того места, где сейчас стоят гаражи (справа).


Примерно на месте дальних левых красных полушарий был заезд в боксы.


Трансформаторные будки. Их здесь две штуки, причем одна из них состоит из двух частей. Стоят они рядом друг с другом, севернее дома Энгельса, 65. Эти будки находятся практически вплотную к месту, где было здание депо. На фото первая будка, которая из двух частей.


Она же.


Машина, конечно, стоит прямо под надписью "Машины не ставить".


Вот тут хорошо видно. Слева собственно трансформаторная будка, крыша из плит-пустоток. Справа какое-то строение, от будки независимое, хотя и построенное встык к ней.


То же строение с обратной стороны. Оно чуть шире будки и имеет два заложенных окна.


Под окнами проглядывает шлакоблок.

Если собственно трансформаторная будка на вид где-то 60-х годов, то однозначно датировать примыкающую постройку сложнее. На вид она примерно того же периода, но почему построена отдельно и зачем? Вид на крышу информации не добавляет.


Вторая будка, в паре метров к западу от первой. Судя по всему, сейчас не действующая. Правые ворота деревянные, обитые железом.





Небольшое отступление. Причем сразу скажу, никаких фактов у меня нет, поэтому нижеприведенное только предположения.
Когда сделали кольцо на Клары Цеткин и депо там же, по логике где-то недалеко должна была быть и тяговая подстанция. Трансформаторные будки стоят прямо рядом с тем местом, где было здание депо. Возможно, тяговая подстанция была на месте этих будок или где-то совсем рядом. В этом случае, когда депо снесли, подстанцию потом тоже ликвидировали, но новые будки поставили на том же месте, использовав имеющий электроввод. Подтвердить или опровергнуть это предположение пока нечем.

Далее перемещаемся на улицу Энгельса. Дом Энгельса, 61 1955 года постройки, т.е. он в течение нескольких лет соседствовал со старым депо. По совмещенной карте видно, что его возвели на бывшей больничной территории, а юго-восточный угол практически касался территории депо. Смотрим этот угол.


На стандартной высоте типично троллейбусный крепеж.


Чуть дальше, на том же южном торце, еще один крепеж.


Тут явных признаков его назначения не видно, однако высота точно совпадает с первым крепежом.



Выходим на улицу Коммуны. Переход расположен точно на месте улицы Клары Цеткин. Троллейбусы доезжали до этого места и сворачивали влево, вдоль дома Коммуны, 88 (с надписью "Рыбный гастроном")


Дом Коммуны, 86. Западная его часть увешана троллейбусным крепежом, причем расположенным выше обычного, вплоть до низа окон четвертого этажа. Учитывая, что троллейбусы уходили влево, а этот дом был справа, расстояние до проводов было приличным, наверное, поэтому крепежи и были подняты.
Специально посмотрел, к современным проводам (идущим от Энгельса до Свердловского проспекта) эти крепежи отношения не имеют и не имели. Так, все они сконцентрированы в западной части дома, примерно на 1/4 длины фасада. Далее ни одной точки крепления нету, современные провода на этой стороне улицы висят на столбах.


В районе 3 этажа парный крепеж. Почему-то прямо под водосточной трубой (и такое встречается не раз).




На той же высоте и даже выше целая россыпь.


Есть даже один треугольник, такой же, как на доме Ленина, 71.


Торец, выходящий на Клары Цеткин.


Вертикальный парный крепеж.


Коммуны, 88.


Одинарный крепеж, высота стандартная, вид - как на доме Энгельса, 61, около депо.


На том же доме.


Парный крепеж.


Еще.




И еще.




Дом Энгельса, 51 (угловой).


Парный крепеж, причем с остатками подвеса.


Тот же дом, угол.


По расположению и расстоянию между штырями похоже на парный крепеж.


По четной стороне никаких следов больше нет, да и быть не может - на другой стороне через улицу Энгельса начинается территория Центрального стадиона, а улицу Коммуны вдоль забора стадиона недавно расширяли и меняли столбы.

Нечетная сторона. Коммуны, 127.


На углу два парных крепежа, горизонтальный и вертикальный. Высота стандартная.


Еще.








А вот так выглядит современный крепеж.


На углу с Энгельса еще один парный.




Коммуны, 129.


Вот тут интересно. И нижний, и верхний парные крепежи имеют одну точку в виде кольца (нижний) или шпильки (верхний), а вторую в виде крюка, какие применяются и сейчас. Есть подозрение, что тут представлен крепеж разных поколений. Изначально были два кольца (две шпильки), а потом, при модернизации контактной сети, одну из точек заменили на крюк. Так как контактная сеть тут была почти 20 лет (по крайней мере с 1950 по 1968 годы), ее ремонты и модернизации наверняка были.


Коммуны, 133.










Тут тоже петля и крюк.


Коммуны, 135




Коммуны, 137.


Здесь несколько точек, причем за веткой явно виден крюк.


Вот он. Крепеж парный.


Тот же дом.


Видимо, также следы апгрейда. Одна шпилька от парного крепежа, вместо второй - крюк, место вокруг замазано.



Примерно на этом месте, на углу забора стадиона, была конечная остановка.


Сейчас тут узко, но до расширения улицы слева был газон, поэтому места хватало.


Ну и наконец кольцо между статуправлением Коммуны, 137а и входом в ПКиО. Было оно именно здесь. Лет 10 назад тут все переделали, поэтому найти какие-либо следы уже нереально. С прошлых времен остался разве что деревянный столб.