Автомобильный музей
Chenard & Walcker Y6 9CV (U8 16CV)
![](http://photos-of-chel.narod.ru/auto_mus/automus04_cv_01.jpg)
Табличка экспоната.
![](http://photos-of-chel.narod.ru/auto_mus/automus04_cv_02.jpg)
Характеристики (формально).
Фирма-производитель: Chenard & Walcker (точнее, объединение S.A.E.G.
- подробности ниже).
Страна производства: Франция.
Годы производства: 1927 - 1932.
Год выпуска данного экземпляра: 1931.
Максимальная скорость: 120 км/ч
Мощность двигателя: 80 л.с. (по другим данным 53 л.с.).
Объем двигателя: 2870 см3.
Количество цилиндров: 6.
Диаметр и ход поршня: 74.5 x 110 мм.
Трансмиссия: 3-ступенчатая.
Масса: 1240 кг.
Дата презентации: 28 ноября 1927 года.
На табличке, стоящей около экспоната, написано только
название фирмы, а текст намекает, но не утверждает, что это модель U8.
Приведенные там же технические характеристики соответствуют двигателю 16CV,
самому мощному в линейке фирмы, который действительно ставился на модель
U8. Однако, у фирмы-производителя в линейке было немалое количество
двигателей и кузовов, которые комбинировались в разных вариантах. Та же
модель U8 часто шла в длинном 7-местном варианте.
По внешнему виду представленная машина на U8 не особо похожа
(она даже в 5-местном варианте варианте была довольно длинной), зато
изрядно напоминает модель Y6, которая с 1928 года чаще всего
оснащалась 1.5-литровым 4-цилиндровым двигателем 9CV. Таким образом,
если это все же Y6 9CV, характеристики
оказываются такими:
Фирма-производитель: Chenard & Walcker (объединение S.A.E.G.).
Страна производства: Франция.
Годы производства: 1927 (1928 для 9CV) - 1931.
Объем двигателя: 1496 см3.
Количество цилиндров: 4.
Диаметр и ход поршня: 69 x 100 мм.
Трансмиссия: 4 передние скорости, одна задняя.
Колея: 1.25 м.
Колесная база: 2.65 м.
Сцепление: однодисковое.
Тормоза: барабанные, на все колеса.
Напряжение бортовой сети: 12 В.
Дата презентации: 21 июля 1927 года.
Цена (в кузове седан, на 1929 год): 24500 французских франков.
В 1925 году фирма Chenard & Walcker разработала новую модель
Type G 7CV с мотором 1.3 л. Через год ее переименовали в Z2 7CV,
причем были сделаны и технические доработки - количество передач было
увеличено с трех до четырех, как у всех более старших моделей.
В 1927 году машину вновь переименовывают, теперь она называется
Z5 7CV с двухместным кузовом и Y6 8CV - с четырехместным.
С 1928 года Y6 получает новый 1.5 л двигатель конструкции англичанина
Гарри Рикардо и обозначается теперь Y6 9CV. Также в 1928 году
под маркой Delahaye начинается производство модели Type 109 10 CV,
которая является копией Y6 9CV и даже производится на том же заводе
компании Chenard & Walker.
Что интересно, двигатели (и даже семейства машин с этими двигателями)
обозначались цифрой с буквами CV (9CV, 16CV и т.д.). CV расшифровывается как
cheval-vapeur, т.е. лошадиная сила. Однако реальная мощность двигателя
была в несколько раз больше этого значения. На заре автомобилестроения
в нескольких европейских странах, включая и Францию, было введено понятие
налоговой (фискальной) лошадиной силы, используемое для исчисления
транспортного налога. Метод расчета в разных странах немного отличался,
но в любом случае за основу бралась не реальная мощность, а геометрические
размеры цилиндров. В начале XX века налоговая лошадиная сила примерно
соответствовала реальной, но по мере развития двигателестроения разрыв
увеличивался все больше и больше.
Во Франции до 1956 года за основу расчетов брался диаметр цилиндра,
т.е. высчитывалась площадь одного цилиндра, умножалась на их количество
и на специальный коэффициент. Поэтому в первой половине XX века французские
автопроизводители старались делать двигатели с тонкими поршнями, что
было выгодно.
Из истории фирмы.
В 1888 году инженер Эрнст Шарль Мари Шенар начал производство
велосипедов. В 1896 году был выпушен первый велосипед с двигателем.
В фирме Шенара работал Генри Уолкер (во французском произношении Валькер),
в 1899 году он вошел в дело, таким образом была основана фирма
Шенар и Валькер (Chenard & Walcker), которая продолжала производить
трициклы и квадроциклы, а вскоре занялась и автомобилями.
Дела фирмы шли в гору, в 1907 году был открыт новый завод по производству
автомобилей. К 1910 году фирма оказывается в десятке крупнейших французских
автопроизводителей. Во время первой мировой войны основной продукцией
были авиадвигатели по лицензии фирмы Hispano Suiza, а в 1919 году
производство легковых автомобилей возобновляется. В 1920 году
одно из подразделений фирмы начинает производство тракторов. В 1922
умирает Эрнест Шенар (Валькер умер еще в 1912 году) и дело переходит
к его сыну, Люсьену Шенару. Автомобили фирмы в этот период активно
участвовали в различных гонках и получали призовые места. В это же время
стало возможным купить версии машин в обтекаемых "гоночных" кузовах - до
этого в свободной продаже были только стандартные варианты. Однако,
в середине 20-х годов продажи машин шли не очень хорошо. В 1926 году
гоночная программа фирмы была закрыта с целью экономии, а линейка
производимых моделей сокращена.
Дела шли не очень хорошо не только у Chenard & Walcker, поэтому в 1927
году было образовано объединение S.A.E.G., куда, помимо C&W, также вошли
Delahaye и Unic. Объединение должно было противостоять как
американским производителям, так и крупным французским компаниям типа
Рено или Ситроен. Помимо прочего, объединение обязывало участников
использовать одинаковые узлы и агрегаты для удешевления производства.
В результате сотрудничества у входящих в объединение фирм начали
появляться машины-клоны. Chenard & Walcker U8 16 CV был клоном
Delahaye Type 112, а Delahaye Type 109 10 CV, напротив, был
переименованным Chenard & Walcker Y6.
В том же, 1927 году Unic вышла из объединения,
зато в него вступили Rosengart, Aries и Donnet. Но в 1931 году
союз распался, так как дилерам было крайне проблематично продавать одни
и те же машины под разными марками, да еще и по разной цене.
Также в начале 30-х годов под маркой Chenard & Walcker производился
и коммерческий транспорт, в частности, грузовики.
В 1934 году фирма выпустила переднеприводной автомобиль, однако он
оказался слишком дорогим, а затраты на разработку и внедрение в
производство были велики, так что дела компании изрядно пошатнулись.
Вначале совладельцем становится кузовостроительная фирма Societe
des usines Chausson, а в 1936 году Chenard & Walcker становится
банкротом и полностью переходит в собственность Chausson.
Почти все машины получают новые кузова, а с 1937 года двигатели
собственной конструкции окончательно заменяются покупными, частью
у компании Ситроен, частью у Matford (французский партнер компании Форд).
С 1940 года, с началом гитлеровской оккупации, производство легковых
автомобилей прекращается, зато появляется фургон. После войны производство
легковых автомобилей ненадолго возобновляется, но в 1946 году прекращается
окончательно. Фургоны оснащались двигателями Peugeot, и с 1950 года они
стали производится под маркой Пежо, таким образом, как автомобильная
марка фирма Chenard & Walcker прекратила свое существование, хотя
производственные мощности продолжали использоваться.
Несколько страниц из проспекта 1928 года на линейку автомобилей
с двигателем 9CV.
![](http://photos-of-chel.narod.ru/auto_mus/automus04_9cv_1928_p1.jpg)
![](http://photos-of-chel.narod.ru/auto_mus/automus04_9cv_1928_p2.jpg)
![](http://photos-of-chel.narod.ru/auto_mus/automus04_9cv_1928_p3.jpg)
Из инструкции по смазке автомобилей линейки 9CV, 1929 год.
![](http://photos-of-chel.narod.ru/auto_mus/automus04_9cv_1929_g1.jpg)
![](http://photos-of-chel.narod.ru/auto_mus/automus04_9cv_1929_g2.jpg)
Прайс-лист на линейку автомобилей 9CV от 1929 года.
![](http://photos-of-chel.narod.ru/auto_mus/automus04_9cv_1929_t.jpg)
Внешний вид машины в целом типичен для своей эпохи
(конец 20-х - начало 30-х годов). Капот как бы разделен в длину на
две части. Ближняя к салону часть цельная, а передняя (с решеткой)
поднимается вверх для доступа к двигателю.
![](http://photos-of-chel.narod.ru/auto_mus/automus04_cv_03.jpg)
Дворник для очистки ветрового стекла расположен сверху, поскольку
само стекло может подниматься (откидываться) вверх - это тоже типовое
решение того времени. Радиатор плоский прямоугольный, так называемый
американский тип (применялся C&W с 1929 года).
![](http://photos-of-chel.narod.ru/auto_mus/automus04_cv_04.jpg)
Переходная форма багажника. До конца 20-х годов автомобили обычно не
имели багажника в современном понимании этого слова. На заре автомобильной
эпохи он попросту не был нужен, а позже обходились расположенной сзади
площадкой, на которую крепился груз, чаще всего специальный чемодан-кофр.
Затем, как у этой машины, багажник уже стал неотъемлемой частью конструкции
и изготавливался из металла, однако все еще был отдельной деталью, не
интегрированной в общий кузов.
![](http://photos-of-chel.narod.ru/auto_mus/automus04_cv_05.jpg)
Логотип фирмы. Фигурка - яркий пример стиля Ар Деко.
![](http://photos-of-chel.narod.ru/auto_mus/automus04_cv_06.jpg)
Оформление радиатора не совсем типично для фирмы-производителя.
Существенно чаще верхнего хромированного цельного сегмента не было и решетка
доходила до дугообразной верхней окантовки.
![](http://photos-of-chel.narod.ru/auto_mus/automus04_cv_07.jpg)
Внутри отделка деревом. Видны ограничители откидывания ветрового стекла.
Руль, что интересно, справа - так было принято в то время, причем не только
во Франции. Это при том, что во Франции правостороннее движение было
принято еще при Наполеоне, тогда для конных экипажей, конечно. Вообще
некоторые производители могли поставить руль с той или другой стороны -
под заказ, так как жестких требований не было.
![](http://photos-of-chel.narod.ru/auto_mus/automus04_cv_08.jpg)
Дверь также отделана деревом. Органы управления вполне привычные, на
Жигулях открывание дверей и опускание стекла сделаны точно так же.
![](http://photos-of-chel.narod.ru/auto_mus/automus04_cv_09.jpg)
О компании Chenard & Walcker и выпускаемых ей в разное
время автомобилях можно почитать здесь:
часть 1,
часть 2.
Проспекты, старые фотографии, некоторая техническая документация на
автомобили Chenard & Walcker есть
здесь.