Автомобильный музей
Citroen Type C 5CV T3-2 "Trefle" ("Клевер")
![](http://photos-of-chel.narod.ru/auto_mus/automus06_tc_01.jpg)
Табличка экспоната вводит в заблуждение. Машина действительно выпущена
в 1924-1925 годах, но опознана как Type C и с заявленными характеристиками
ничего общего не имеет.
![](http://photos-of-chel.narod.ru/auto_mus/automus06_tc_02.jpg)
Характеристики.
Фирма-производитель: Citroen.
Страна производства: Франция.
Годы производства: 1922 - 1926.
Объем производства: 80232 штуки (по другим данным 80579 штук),
из них 32567 штук в коммерческом исполнении (для развоза грузов).
Год выпуска данного экземпляра: между осенью 1924 года и осенью 1925 года.
Максимальная скорость: 60 км/ч.
Мощность двигателя: 11 л.с.
Объем двигателя: 856 см3.
Количество цилиндров: 4.
Диаметр и ход поршня: 55 x 90 мм.
Расход топлива: 5 л на 100 км.
Трансмиссия: 3-ступенчатая, без синхронизатора.
Длина: 3200 мм (по другим данным 3150 мм).
Ширина: 1400 мм (по другим данным 3130 мм).
Колесная база: 2250 мм (шасси C / C2), 2350 мм (шасси C3).
Масса: 543 кг.
Дата презентации: октябрь 1921 года.
В 1921 году Андре Ситроен представил новый автомобиль,
который имел обозначение Type C и относился к классу компактных.
Дизайнером был Эдмон Мойе. Поскольку автомобиль вначале выпускался
исключительно ярко-желтого цвета (да и потом изрядная часть
производимых машин красилась в тот же цвет), в народе его сразу окрестили
"маленьким лимоном". Также за характерную форму кормы автомобиль получил
кличку "куриный зад". Первая версия была двухместной. В конце 1923 года
шасси было переработано с увеличением базы на 100 мм и получило
обозначение C3 (прежнее, соответственно, именовалось C2). Количественно
на C3 пришлось примерно 3/4 от всего объема выпуска Type C.
Шасси C2.
![](http://photos-of-chel.narod.ru/auto_mus/automus06_5cv_01_c2.jpg)
[отсюда]
Шасси C3.
![](http://photos-of-chel.narod.ru/auto_mus/automus06_5cv_02_c3.jpg)
[отсюда]
На новом шасси вышел и трехместный вариант, правда, весьма оригинальной
компоновки. Водительское кресло было, понятно, на своем месте, а вот
пассажирское отодвинули в самый хвост. Сбоку от него располагался небольшой
багажник. На освободившемся рядом с водителем месте была установлена
"табуретка", которая могла сдвигаться по направляющим вдоль кузова.
Выпущено было всего около 3200 штук. Выглядело оно так.
![](http://photos-of-chel.narod.ru/auto_mus/automus06_5cv_03_fc.jpg)
[отсюда]
С 1924 года трехместная версия была перекомпонована, впереди
располагались водительское и пассажирское места, а сзади по центру
второе пассажирское место, по бокам от которого находились два небольших
багажника. За такую компоновку машина стала называться "Клевер".
Передние сиденья имели вырезы для ног сидящего сзади пассажира.
![](http://photos-of-chel.narod.ru/auto_mus/automus06_5cv_04_cl.jpg)
[отсюда]
![](http://photos-of-chel.narod.ru/auto_mus/automus06_5cv_05_1926.jpg)
[отсюда]
Вообще Type C выпускались в 2- и 3-местных стандартных кузовах
(торпедо), также были 2-местный кабриолет и коммерческий вариант с кузовом,
имевший грузоподъемность 125 кг. Руль обычно располагался слева, но на экспорт
производилась и праворульная модификация. Дверь была только одна, справа,
а с противоположной стороны на борту крепилось запасное колесо (в
коммерческом варианте расположение двери могло быть и обратным).
Конструктивно шасси представляло собой раму из штампованных
U-образных элементов из 3-мм стали, соединенных между собой на заклепках.
Сверху крепился деревянный каркас кузова из ясеня, который обшивался
металлическими листами. Рессоры эллиптические.
![](http://photos-of-chel.narod.ru/auto_mus/automus06_5cv_06_ct.jpg)
[отсюда]
Автомобиль получился легким, простым и недорогим, поэтому стал
первым популярным европейским автомобилем. К тому же он имел
электрический стартер, что упрощало эксплуатацию и способствовало
популярности у водителей-женщин, что видно, в том числе, по рекламным
плакатам и "парадным" фото.
![](http://photos-of-chel.narod.ru/auto_mus/automus06_5cv_07_wm.jpg)
[отсюда]
![](http://photos-of-chel.narod.ru/auto_mus/automus06_5cv_08_wm.jpg)
[отсюда]
Двигатель обозначался как 5CV, т.е. имел 5 налоговых лошадиных сил
(показатель для исчисления транспортного налога, вычислялся по
геометрическим размерам цилиндров и к реальной мощности отношения не имел).
На него устанавливался карбюратор фирмы Solex. Двигатели, выпущенные в самом
начале, имели катушку зажигания, но затем систему зажигания модернизировали
и в результате на большинстве машин установлено магнето. Уже под конец
выпуска, с лета 1925 года, для улучшения охлаждения за радиатором ставился
вентилятор.
Шасси с двигателем раннего варианта, с катушкой зажигания.
![](http://photos-of-chel.narod.ru/auto_mus/automus06_5cv_09_mt.jpg)
[отсюда]
![](http://photos-of-chel.narod.ru/auto_mus/automus06_5cv_10_mt.jpg)
[отсюда]
Двигатель в сборе с коробкой передач, зажигание на магнето.
![](http://photos-of-chel.narod.ru/auto_mus/automus06_5cv_11_mt.jpg)
[отсюда]
![](http://photos-of-chel.narod.ru/auto_mus/automus06_5cv_12_mt.jpg)
[отсюда]
Двигатель автомобиля Type C 5CV "Trefle".
![](http://photos-of-chel.narod.ru/auto_mus/automus06_5cv_13_mt.jpg)
[отсюда]
Тормоза были только на задние колеса. Ветровое стекло регулировалось
по наклону, ось вращения располагалась в нижней трети ветрового стекла.
Машина выпускалась не только на французских заводах, но и в филиалах,
расположенных в других странах: в Мадриде, Варшаве, Милане, Брюсселе,
Слау (Англия) и даже в Алжире. Были и "пиратские копии" - Opel 4/12
настолько напоминал Type C, что компания Citroen устроила в Берлине
судебное разбирательство. Кроме того, компания Citroen организовала по
всей Франции и за ее пределами сеть дилеров и мастерских сервисного
обслуживания своих автомобилей, число которых быстро достигло 5 тысяч.
Хотя Citroen Type C был востребованным автомобилем, его производство
оказалось не особено выгодным. К середине 20-х годов на заводах Ситроен
начали широко внедрять конвейерный метод производства (впервые примененный
Генри Фордом), а также цельнометаллические штампованные кузова, имевшие
большое преимущество по цене и технологичности. Поэтому весной 1926 года
Type C был снят с производства.
Сборка автомобилей на фабрике Citroen.
![](http://photos-of-chel.narod.ru/auto_mus/automus06_5cv_14_pl.jpg)
[отсюда]
Рекламные проспекты.
![](http://photos-of-chel.narod.ru/auto_mus/automus06_5cv_15_co.jpg)
[отсюда]
![](http://photos-of-chel.narod.ru/auto_mus/automus06_5cv_16_co.jpg)
[отсюда]
В 1923 году машина стоила 9300 французских франков.
![](http://photos-of-chel.narod.ru/auto_mus/automus06_5cv_20_pr.jpg)
[отсюда]
Инструкция по эксплуатации и каталоги запчастей на французском
и английском языках. Фирма Ситроен впервые в Европе стала практиковать
послепродажное обслуживание автомобилей и продажу запчастей по фиксированным
ценам у любого дилера.
     
     
![](http://photos-of-chel.narod.ru/auto_mus/automus06_5cv_19_in.jpg)
[отсюда]
Из истории фирмы.
Андре Ситроен, будущий основатель фирмы, в 1908 (по другим данным в
1906 или 1907) году стал техническим директором французской
автомобилестроительной компании Mors, где добился немалых успехов. С началом
первой мировой войны он создал в Париже завод по производству снарядов, а
после окончания войны, в 1919 году, перепрофилировал завод под выпуск
автомобилей и основал свою автомобильную компанию. С самого начала Андре
Ситроен ориентировался на массовое производство недорогих и надежных
автомобилей и стал, фактически, первым в Европе массовым автопроизводителем.
К тому же он был хорошим маркетологом - в качестве рекламного билборда была
использована даже Эйфелева башня (на которой в течение 10 лет красовалась
надпись "Citroen" из 30-метровых светящихся букв), выпускались детские
модели-копии его автомобилей, впервые была организована продажа в кредит.
Машины участвовали и в экспедициях в Азию и Африку, что подробно освещалось
в прессе. Первыми автомобилями были Type A, который через два года был
заменен на Type B2, и малолитражка Type C. Выпускались даже полугусеничные
варианты.
В 1924 году фирма Ситроен заключила соглашение с американской компанией
Ambi Budd, которая занималась штамповкой стальных деталей, и на основе
B2 выпустила первый европейский автомобиль с цельнометаллическим кузовом,
который назывался B10. Поначалу он очень хорошо продавался, но конкуренты
быстро поняли преимущества гораздо более технологичных и дешевых
штампованных кузовов и внедрили их у себя, в результате автомобили
Ситроен продолжали неплохо продаваться только благодаря низкой цене.
Это негативно влияло на финансовое состояние компании, несмотря на то,
что к началу 30-х годов Ситроен был четвертым в мире по величине
автопроизводителем, а почти 90% парижских такси были марки Ситроен.
В начале 30-х годов выходит модель Citroen Rosalie, первый в мире
серийный автомобиль с дизельным двигателем. А с 1934 года начал
выпускаться революционный Citroen Traction Avant. Заложенные в него
принципы - несущий кузов, независимая подвеска всех колес и передний
привод - используются по сию пору.
Машина получилась исключительно удачной, она выпускалась до 1957 года,
сделано было около 760 тыс. штук. Однако затраты на разработку,
быстро развернутое производство и маркетинг оказались настолько велики,
что фирма в конце 1934 года вынуждена была объявить себя банкротом.
В результате Citroen переходит под контроль компании Мишлен, в компании
меняется руководство. Андре Ситроен умер полгода спустя.
После второй мировой войны, в 1948, компания Ситроен представила
новый автомобиль - Citroen 2CV. Неказистый, но очень дешевый, простой
в обслуживании и надежный он стал чрезвычайно популярным как во Франции,
так и за ее пределами. 2CV с минимальными изменениями выпускался в течение
40 лет, всего было произведено почти 3.9 миллиона штук собственно 2CV и
еще почти 4.9 миллиона штук вариаций и модификаций.
В 1955 году был выпущен еще один очень известный автомобиль,
Citroen DS. Необычный с виду, очень комфортабельный и с гидропневматической
подвеской, обеспечивающей мягкий ход и возможность регулировки клиренса.
За 20 лет производства их было выпущено почти 1.5 миллиона штук.
В 1974 году фирма Пежо приобрела 38% акций компании Ситроен, а к
1976 году владела уже 90% акций, что явилось следствием плохого финансового
состояния Ситроен. В том же году была образована новая компания, которая
сейчас называется PSA Peugeot Citroen. Хотя зачастую автомобили Ситроен
и Пежо делаются на одной базе, традиционно Ситроен стоят несколько дороже
и имеют более богатую комплектацию, т.е. марки дифференцируются по уровню.
Реклама Ситроен на Эйфелевой башне.
![](http://photos-of-chel.narod.ru/auto_mus/automus06_5cv_21_ef.jpg)
[отсюда]
Реклама детских машинок Симтроен.
![](http://photos-of-chel.narod.ru/auto_mus/automus06_5cv_22_ch.jpg)
[отсюда]
Боковых стекол и жесткого верха автомобиль не имеет во всех пассажирских
вариантах кузовов, так что от непогоды пассажиров защищал в лучшем
случае тент.
![](http://photos-of-chel.narod.ru/auto_mus/automus06_tc_03.jpg)
Указатели поворота - современное дополнение, необходимое для выезда
машины на дороги общего пользования.
![](http://photos-of-chel.narod.ru/auto_mus/automus06_tc_04.jpg)
Габариты сзади тоже новодел. Хорошо видна корма характерной формы.
![](http://photos-of-chel.narod.ru/auto_mus/automus06_tc_05.jpg)
С этого боку двери нет, вместо нее подвешено запасное колесо. На
стойках лобового стекла ручки-оси для регулировки наклона. Сбоку клаксон
с электроприводом.
![](http://photos-of-chel.narod.ru/auto_mus/automus06_tc_06.jpg)
На заре автомобильной эры проблема определения температуры воды в
системе охлаждения была не менее, а то и более актуальна чем сейчас.
Поэтому на пробку радиатора часто ставили не декоративную фигурку, а
термометр. Идея была запатентована в 1912 году компанией Boyce MotoMeter
Company, которая с того времени выпускала большое количество таких
термометров разного вида и размера. Как правило, это был диск с прозрачным
окошком и указателем внутри, хорошо видимый из кабины водителя. Обычно
указатель представлял собой стеклянную трубку, как у классического
термометра, но были и варианты с вращающейся стрелкой. Термометр
реально измерял температуру не собственно воды, а водяного пара.
![](http://photos-of-chel.narod.ru/auto_mus/automus06_tc_07.jpg)
Фары тоже с логотипом. Логотип является изображением фрагмента
шевронного колеса, патент на которое Андре Ситроен купил еще на заре своей
карьеры и благодаря которому заработал первые серьезные деньги.
![](http://photos-of-chel.narod.ru/auto_mus/automus06_tc_08.jpg)
Расположенные треугольником сиденья, откуда и название "Клевер".
![](http://photos-of-chel.narod.ru/auto_mus/automus06_tc_09.jpg)
В то время жестких требований на положение руля не было, и производители
ставили его с той стороны, с которой считали нужным. У автомобилей Ситроен
руль традиционно слева. Приборная панель из алюминия.
![](http://photos-of-chel.narod.ru/auto_mus/automus06_tc_10.jpg)
О модели Citroen Type C можно почитать
здесь и
здесь.