Автомобильный музей
Citroen B12




Табличка экспоната опять обманывает, правда, на этот раз не сильно. Машина опознана как Citroen B12, это дальнейшее развитие модели B10.


Характеристики.
Фирма-производитель: Citroen.
Страна производства: Франция.
Годы производства: 1925 - 1926 (1927).
Объем производства: 38381 штук.
Год выпуска данного экземпляра: не известен.
Максимальная скорость: 70 / 75 км/ч.
Мощность двигателя: 20 / 22 л.с.
Объем двигателя: 1452 см3.
Количество цилиндров: 4.
Диаметр и ход поршня: 68 x 100 мм.
Карбюратор: Solex 26GHF.
Трансмиссия: 3-ступенчатая (без синхронизатора).
Расход топлива: 8.5 л на 100 км.
Напряжение бортовой сети: 6 В.
Длина: 4000 мм.
Ширина: 1450 мм.
Колея: 1220 мм.
Колесная база: 2870 мм.
Масса: 1020 (торпедо) - 1240 (седан) кг.
Дата презентации: октябрь 1925 года.

В 1921 году вышел второй автомобиль фирмы Ситроен, Type B2. Он оснащался двигателем 10CV (т.е. 10 налоговых лошадиных сил, хотя фактически двигатель получался 9 н.л.с.), реальная мощность была 20 л.с. Уже с самых первых моделей ставился электрический стартер. Конструктив был традиционным для того времени: на стальную раму с двигателем монтировали деревянный каркас кузова, сделанный по обычным плотницким технологиям из ясеня или бука, который обшивался металлическими листами. Машина была весьма популярной, за 5 лет было выпущено почти 90 тыс. штук в 25 вариантах кузовов. Были даже полугусеничные модификации, когда вместо задних колес устанавливали движитель Кегресса.

Современная реплика каркаса кузова торпедо B2.

[отсюда]

Citroen на полугусеничном ходу.

[отсюда]

В 1923 году Андре Ситроен ездил в Америку, где заключил договор с фирмой Эдварда Бадда (Budd). Бадд еще с 1899 года занимался кузовными деталями для железнодорожных вагонов (сотрудничал, в том числе, с компанией Pullman). С 1912 года он начал изготовление стальных штампованных деталей для автомобилей, прежде всего американских. Многие автопроизводители вынуждены были заказывать штамповку деталей для своих нужд на заводах Бадда (в Европе крупный завод Ambi Budd был создан в 1926 году в Берлине), поскольку прессы и прочее необходимое оборудование стоило дорого. Правда, даже при заказе у Budd были немалые разовые затраты на оснастку. Но фирма Ситроен (а вскоре Пежо и Рено) создают собственные штамповочные производства. При этом они вынуждены были платить лицензионные отчисления за использование технологии (Ситроен выплачивал компании Budd по $5 с каждого произведенного кузова).
Большое количество нового оборудования, необходимого для производства цельнометаллических кузовов (прессы, электросварочные аппараты), было смонтировано на заводе, расположенном на набережной Жавель в 15 округе Парижа - в двух шагах от Эйфелевой башни. Пусконаладочные работы и выпуск первых партий кузовов выполнялся под руководством персонала фирмы Budd. Завод в центре Парижа окончательно ликвидировали только в 1974 году, сейчас на его месте парк имени Ситроена. Набережная ныне тоже носит имя Андре Ситроена.

Прессы для штамповки и вырубки лонжеронов. Усилие до 1400 тонн.

[отсюда]

В 1924 году вышел первый в Европе автомобиль с цельнометаллическим кузовом - Citroen B10. Конструктивно это было шасси B2, на которые ставились сделанные по новой технологии кузова. Правда, по началу новые кузова имели низкую жесткость, вплоть до того, что во время движения самопроизвольно открывались двери. Кузова стали усиливать путем установки дополнительных элементов, что частично решило проблему. Модели B2 и B10 выпускались параллельно, причем кузова B2 постепенно модернизировались заменой деревянных элементов на штампованные металлические. В итоге под конец выпуска разница между моделями оказалась настолько небольшой, что может возникать путаница с определением. При этом шасси, узлы и агрегаты B2 и B10 оставались одинаковыми, разница была лишь в кузовах.

Помимо проблем с жесткостью кузова, слабым местом B10 были тормоза. Все это вместе привело к тому, что была создана новая модель, B12. Шасси было то же самое, что у B2 и B10. Главными отличиями стали обновленный кузов - цельнометаллический, как у B10, но переработанный и усиленный, а также новые полуэллиптические рессоры спереди и барабанные тормоза на все четыре колеса (у предыдущих моделей тормоза были только на задние колеса). Обратной стороной стало существенное увеличение массы. Если B10 весил 810 кг, то B12 в кузове торпедо 1020 кг, а в кузове седан и вовсе 1240 кг, при том что двигатель оставался все тем же, мощностью 20 л.с. (правда, позже его немного обновили, увеличив мощность до 22 л.с.).

Citroen B12 в кузове седан.

[отсюда]

Двигатель под капотом B12.

[отсюда]

B12 выпускался в количестве 400 штук в сутки, что составляло 30% мощностей всего французского автопроизводства на тот момент. Машина выпускалась в нескольких вариантах кузовов: торпедо (самый распространенный на тот момент кузов, без жесткого верха), седан, кабриолет, коммерческий вариант (то что сейчас называется пикап) и другие. Причем некоторые варианты кузовов содержали деревянные элементы - ввиду невозможности сделать их из стали целиком. По сути получалась смесь B2 и B12, хотя обозначались все варианты как B12. Также выпускались специализированные автомобили - санитарные, пожарные и т.п.

Виды кузовов Citroen B12 в 1926 году.

[отсюда]


[отсюда]

Реклама такси на шасси 10CV. Вольный перевод слогана - в Citroen 10CV как в портшезе.

[отсюда]

Фото такси на базе B2/B10. Пока пассажиры ехали с комфортом, водитель мок или мерз под открытым небом.

[отсюда]

B12 Нормандия - небольшой грузовичок или, скорее, пикап с деревянным грузовым кузовом. Этот кузов оставался неизменным, начиная с первых B2.

[отсюда]

Пожарный автомобиль на базе Citroen B12.

[отсюда]

Готовые автомобили в цехе.

[отсюда]

Андре Ситроен всегда гнался за производственными рекордами. Плакат еще от 1920 года.

[отсюда]

Производственные планы. Рубеж 500 машин в день достигнут не был, но 400 штук в день к 1926 году с конвейера сходили.

[отсюда]


Кузов длинный, с тремя окнами, но при этом внутри только два ряда сидений.


Стартер электрический, хотя ручка для завода тоже присутствует.


Внешнего багажника нет.


Верхняя часть лобового стекла поднимается, дворники, соответственно, смонтированы сверху (причем, похоже, с ручным приводом). Еще выше козырек.


Полуэллиптические рессоры. Верхняя часть есть элемент рамы, а снизу собственно рессора. Указатели поворота - новодел.


Гудок с электроприводом.


В салоне просторно, но багажник тоже отсутствует. Второй ряд сидений установлен вплотную к задней стенке.


Приборная панель отделана деревом. Руль традиционно для Ситроен слева. Напротив пассажирского места часы.


Двери изнутри открываются рычагом около стекла. Там же деревянная ручка, за которую закрывают дверь. Внизу предусмотрен карман для мелочей.



Об истории компании Ситроен можно почитать здесь.
Информацию о моделях линейки 10CV можно посмотреть здесь.
Фото фабрики Ситроен 20-х - 30-х годов можно посмотреть здесь.
Публикации и рекламные материалы автомобилей Ситроен 20-х годов можно посмотреть здесь.